Вряд ли существует более масштабный отечественный фандом, чем тот, который построили Bubble. И путь к нему был бесконечно пробивным: первые комиксы выходили, когда в России ещё даже не сформировалась соответствующая индустрия, короткометражная экранизация не привлекла инвесторов и завела свое продолжение в производственный ад, а многострадальный «Майор Гром: Чумной Доктор» выступил в прокате ниже ожиданий. И тем не менее, все эти произведения собрали такую массу фанатов, что о ней слышали даже совсем чуждые гик-культуре люди – то армия поклонников нарушит ковидные ограничения в разгар пандемии, то сорвет кинопоказ своими воплями и слезами. Действительно, герои «Майора Грома» ушли в народ и канонизировались. И оттого только радостней видеть, что авторы не испугались двигать их вперёд и менять.

После поимки Чумного Доктора майор Игорь Гром стал звездой. Его имя по всей стране стало брендом и вызывает обожание, в жизни окружают преданные друзья и любимая девушка, на работе можно ставить собственные принципы выше закона, и никто будет не указ. Положение, не иначе, супергероя. Жизнь наконец наладилась, и Игорь даже готов признать, что он счастлив. Но в Питере объявляется некто, называющий себя Призраком, и начинает совершать террористические акты по всему городу. Но творит эти зверства он, почему-то, именно из-за Майора Грома.

Каждое кино студии Bubble имело разный дух и даже какое-то собственное направление. Где-то одним из ключевых элементов нарратива становилась эпоха окружающего сеттинга, что-то ставило во главу угла техничность и развлекательность процесса, а прямой предшественник, как слепой котенок, впервые на отечественных экранах выстраивал комиксный ориджин, стремясь достигнуть уровня мировых блокбастеров. Фильм «Майор Гром: Игра» двигается в неожиданном направлении, не вперёд, а куда-то в сторону. Лента стала на несколько тонов мрачнее, теперь это достаточно приземленный триллер про теракты, государственную слежку и реформу полицейской системы. Без поводов для веселья.

Перед Олегом Трофимом встала фундаментальная задача: снять кино, призванное не только продолжить глобальную историю, уделить время каждому из многочисленных персонажей, полюбившихся зрителю, и практически с нуля пересобрать первоисточник, но и выстроить базу для большой вселенной на будущее. По всем параметрам фильму было суждено развалиться на части от монструозного хронометража длиною почти в три часа и переизбытка составляющих элементов. Но каким-то чудом этой проблемы, по большей части, удалось избежать. Картина всё равно ощущается слегка перегруженной, но количество вложенного труда и тщательно выстроенных на экране деталей в хорошем смысле поражает. Отсылки к комиксной вселенной, к другим медиа, мета-шутки, подмигивания коммьюнити, мемы, с любовью спрятанные детали лора – всего этого здесь навалом, и всё ощущается уместным и остроумным.

От оригинального комикса, культового среди фанатов, но относительно небольшого и простого, здесь практически ничего не осталось. История водит за нос даже людей, знакомых с ключевыми поворотами сюжета, она усложнена новыми персонажами вселенной Bubble, вроде Августа ван дер Хольта и доктора Рубенштейна, а по масштабам простирается куда дальше личной вендетты с Громом. Дима, Юля и Игорь, каждый из «Собачьей стаи» занят собственным расследованием происходящего, тянет за разрозненные ниточки одного чрезмерно запутанного клубка. Кино, кажется, и вовсе нельзя назвать экшен-фильмом. Зрелищные сцены тут все ещё есть, и впечатляющие, но основная их масса сконцентрирована в самом конце, в остальное же время – это в первую очередь личная драма и детектив.

Главная проблема нового подхода заключается, пожалуй, в третьем акте ленты. Зритель уже принял новое лицо «Грома», более острое и трагичное, как под конец градус фантастичности происходящего и многослойности твистов возрастает до невиданных прежде масштабов. Вопрос возникает даже не к реализации этих элементов, а к контрасту с остальной интонацией картины, настолько сильному, что рождает комичный эффект. Это немного размывает общий портрет истории, будто уводя диалог со зрителем обратно в несерьёзное русло.

Зато картина вышла на новый эстетический уровень, и её визуальной частью хочется только восхищаться. На порядок шире стала география локаций, а родной Петербург может выглядит уже и не так броско, как раньше, но зато более реально и узнаваемо. Коренным образом изменилась цветовая партитура, сделав изображение более живописным и разнообразным. Декорации возобладали собственным характером и лучше запоминаются, то же логово злодея, например, смотрится, как натуральный дом с привидениями. Кино выглядит кратно дороже своего бюджета, и в этом заключается настоящий технический подвиг. В конце концов, и численность шавермы на экране тоже пропорционально возросла. А что может ярче заявить о высоком эстетическом уровне, чем это?

Все новички в касте, которых невозможно даже просто перечислить, избежав при этом спойлеров, попали в образы исключительно удачно. Яркая подборка саундтрека тоже не подкачала и держит марку на фоне предшественников. Уровнем продакшна кино искренне удивляет и задаёт планку для всей российской киноиндустрии: за картиной чувствуется стиль и настоящий масштаб. Это исключительный и редкий представитель жанрового российского кинематографа, который хочется поддержать рублём за одно лишь это.

Но самое важное, что проделали авторы – это большой шаг вперед по осмысленности лейтмотивов, которые несет их произведение. Из-за жанра супергероики, по определению имеющего охранительный характер в своих сюжетах, а также трудоустройства Грома, к «Чумному доктору» возникало немало этических вопросов, ведь кино, де-факто, оправдывало полицейские произвол и насилие. «Игра» очень грамотно превратила сомнительный моральный камертон в направление развития героев в будущем. Картина во многом ходит на остросоциальной грани, показывая на экране и журналистский бунт против самоцензуры, и возмущения в обществе работой силовых органов, и последствия повсеместной слежки в современном мегаполисе. Но особенно сурово она наказывает главного героя за все его сомнительные черты и нелицеприятные поступки. И главное качество, которое несет в себе фильм «Майор Гром: Игра» – это глобальный призыв к личной ответственности. И вот это новое, более гуманистическое лицо киновселенной Bubble.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше