26.05.2023

ММКФ-2023: Часть вторая

«Ла Сингла» (La Singla, Испания, Германия, 2023), конкурс документального кино, режиссер Палома Сапата

Фильм «Ла Сингла» — образец идеального документального кино, в котором история разворачивается на глазах изумленного зрителя, приближаясь к долгожданной развязке. Картина повествует о знаменитой танцовщице Антонии Сингле, в свои восемнадцать изменившей мир фламенко и внезапно пропавшей, будучи на вершине успеха.

Мы вместе с главной героиней — любительницей фламенко Еленой — ищем Ла Синглу, погружаясь в ее страстный беззвучный мир, полный боли и невероятной внутренней силы. В младенческом возрасте Антония потеряла слух, и частично восстановить способность девушки различать звуки докторам удалось только спустя двадцать лет после ее рождения. Ла Сингла училась танцевать, чувствуя ритм хлопков и биение своего сердца — горячего, одинокого, жаждущего любви. Совершенно не нужно разбираться в тонкостях фламенко, чтобы ощутить бурлящую энергию жизни, отчаяние и надежду в каждом движении Антонии —  изящном, выверенном, дерзком, испанском. Цыганка, выросшая в трущобах Барселоны, гостила у Сальвадора Дали и Марселя Дюшана, ее портрет написал Хуан Миро — весь мир был у ног черноволосой Антониты с глазами-океанами…

Тайну исчезновения Ла Синглы мы так и не узнаем, зато увидим её в финале картины — спокойную и счастливую. Режиссер ленты Палома Сапата провела мастерское журналистское расследование, составив из осколков судьбы байлаоры  завораживающий витраж — портрет танцовщицы уникального таланта  и удивительной судьбы.

«42 секунды» (42 segundos, Испания, Франция, 2022), фильм закрытия, режиссеры Алекс Мурруль, Дани де ла Орден

Фильм «42 секунды» — крепкая, ладно скроенная спортивная драма, рассказывающая о приключениях сборной Испании по водному поло на Олимпиаде в Барселоне. Жизнь, как известно, дарит лучшие истории, и режиссерский дуэт Алекса Мурруля и Дани де ла Ордена грамотно распоряжается материалом. Беспрекословно подчиняющаяся драматургическим канонам картина увлекает, держит в напряжении и предсказуемо влюбляет в изображаемый вид спорта.  Рельефные торсы и забавные шапочки, броски и брызги, драки и драмы — динамичные и киногеничные ватерпольные матчи смотрятся на одном дыхании.

Дуэт Альваро Сервантеса и Хайме Лорэнте — исполнителей ролей хорошего и плохого мальчиков — гармоничен и привлекателен, как, впрочем, и весь актерский состав. Одним словом, девушки кино оценят!

«Невеста мертвеца» (The Deadman’s Bride, Румыния, 2022), основной конкурс, режиссер Корнел Георгицэ

Фильм «Невеста мертвеца» — завораживающая, мистическая, пугающая история о дремлющей силе традиций, судьбы, природы и любви, основанная на сверхъестественных реальных событиях.

В центре картины — французская съемочная группа, приезжающая в румынскую деревню, чтобы снять документальный фильм о трех важнейших обрядах — крестинах, свадьбе и похоронах. Проблемы возникают с третьим — вдова покойного не пускает французов на погребение, а прочие местные жители как назло не собираются умирать. После долгих раздумий кинематографисты решают, вопреки суевериям, инсценировать похороны, что приводит к необратимым последствиям…

Ключевой образ таинственно красивого и красиво таинственного фильма Корнела Георгицэ — немая девушка Ирина (Ману Флейту), в которую влюбляется Мартин (Дункан Талуэ), оператор будущего фильма. Эпизод, в котором герои чистят яблоки, непрозрачно намекает: Ирина —  Ева, вечное искушение, потерянный рай: у любви нет будущего, страсть будет наказана, смерть не игрушка. 

Несмотря на мрачную интонацию, в картине есть светлые, дышащие солнцем, магические сцены — автор словно лишний раз убеждает нас в противоречивости жизни, ее странности, непостижимости и всепобеждающей красоте.

«Черная луна» (Luna Negra, Мексика, 2022), основной конкурс, режиссер Тонатью Гарсия

Фильм «Черная луна» — пылкая социальная мелодрама, в центре которой жизнь семьи из мексиканской провинции Веракрус: матери-одиночки, ее красавицы-сестры, шалопая-брата и страдающего от деменции дедушки. Картина Тонатью Гарсия, признанного на ММКФ-2023 лучшим режиссером, незатейлива, эмоциональна и привлекательна. Переживания и страдания героев невозможно не принимать близко к сердцу — фильм порой напоминает бразильский сериал, что только делает ему честь: недаром «Черная луна» — обладатель приза зрительских симпатий фестиваля.

Социальная проблематика в картине, безусловно, звучна, но главное, что привлекает зрителя, — человеческие отношения: семейные зарисовки, любовные перипетии, ссоры и примирения. Не покидает ощущение, что режиссер стремится показать всё, везде и сразу, размашистыми движениями мешая кипящие в котле страсти. Надо сказать, миссия оказывается выполнима: фильм смотрится легко и не теряет своей привлекательности из-за обилия затрагиваемых проблем.

«Я никто» (The Nothingness Club, Португалия, 2023), программа «Мастера», режиссер Эдгар Пера

Фильм «Я никто» — фильм-загадка, изящный психологический триллер, головокружительный лабиринт мыслей и чувств. В центре истории — Фернандо Пессоа — наше всё португальской словесности нового времени — и его многочисленные гетеронимы . Пессоа писал, что многие из созданных им гетеронимов, полугетеронимов и ортонимов, «ни в коем случае не могут рассматриваться как анонимы и псевдонимы». Согласно кандидату философских наук Е. С. Тейтельбаум, Фернандо Пессоа адаптировал понятие «гетероним», подчеркнув онтологический статус созданных им персонажей, ответственных за содержание произведений. «Гетеронимия —это не просто метафорическая театральная гримерная, в которой «актер» Пессоа прячется, чтобы сменить маску и наряд, это своего рода «свободная зона» — terrain vague, магическая линия, которую Пессоа переступил, чтобы стать Другим, не переставая быть собой», — писал филолог-португалист Антонио Табукки .

Только отказавшись от собственного я, поэт может творить, говорить от имени времени, — шепчет Эдгар Пера, погружая зрителя в гипнотический транс изобретательными визуальными трюками. Перед нами — странная и страшная вселенная причудливых грез творца — его страхов, надежд, разочарований, побед. Мы исследуем сюрреалистичный внутренний мир гения, своеобразно визуализированный режиссером-экспериментатором.

Фильм Эдгара Перы полон отсылок к изобразительному искусству и кинематографических аллюзий, самая яркая из которых — образ роковой блондинки — символ американского нуара 40-х. «В отсутствии желания — сила», — гласит картина Эдгара Перы, и едва ли можно с этим поспорить.

«Сверхчеловек» (The Great Man, Индия, 2022), программа «Рецепт успеха», режиссер Сину Рамасами

Фильм «Сверхчеловек» — чуткая и трогательная драма о любви и силе семейных уз, исправлении ошибок и прощении.

Главный герой фильма Радхакришнан счастливо живет с красавицей-женой, милым сыночком и лапочкой-дочкой. Стремясь обеспечить детям хорошее образование, отец заключает сделку с бизнесменом, который впоследствии обманывает его, оставляя ни с чем. Радхакришнана обвиняют в мошенничестве, он покидает родные места, с тем чтобы доказать свою невиновность и вернуться к семье… 

Картина Сину Рамасами, несомненно, очень индийская, и дело не только в сюжете: фильм вобрал в себя всё, чем знаменит Болливуд, — ярких актеров, традиционные ценности, трепетное отношение к религии, чарующие пейзажи и, last but not least, песни и танцы. Несмотря на драматизм коллизии, лента получилась веселой и светлой, что подчеркивается саундтреком и цветовым решением.

Следя за приключениями доброго и непутевого Радхакришнана, как-то особенно сладостно осознавать, что, пусть в жизни так миллион раз не бывает, в этом фильме хеппи-энд неизбежен. Поэтому мы и любим кино.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше