18.04.2019

Открытие 41-го Московского Международного Кинофестиваля 2019

Сегодня официально стартует 41-й Московский международный кинофестиваль. Без излишней спешки, всего несколькими показами на площадках, отличных от главной в кинотеатре «Октябрь». Полную свою мощь киносмотр обретет уже завтра.

В этом году фестиваль примечателен тем, что председателем жюри назначен корейский режиссер Ким Ки-дук, которого в прошлом году на родине обвинили в сексуальных домогательствах. В Корее это известие о приглашении в Москву приняли умеренно негативно, в англоязычной же прессе и вовсе осталось незамеченным в силу, видимо, нынешней репутации фестиваля.

Что же до фильмов, то, уже привычно, от конкурса многого ожидать не приходится, а вот в параллельных программах можно и нужно искать фестивальные хиты, доезжающие до нас с последних смотров Венеции, Берлина, Санденса и других.

Для прессы же фестиваль стартовал еще накануне двумя фильмами, которые в связи с последними трагическими событиями во французской столице невозможно воспринять иначе, как дань почтения парижским достопримечательностям, хотя конечно это лишь случайное совпадение. Сюжеты обеих картин – и фильма-открытия «Видок: Император Парижа», и другой гала-премьеры «Нуреев. Белый ворон», – разворачиваются в Париже разных лет.

Первый фильм – это большое костюмное остросюжетное кино в духе французского исторического романа, где акцент с придворных интриг несколько смещен в столичное подполье, кишащее преступными элементами. Режиссер «Императора» Жан-Франсуа Рише – мастер жанрового кино, оказался подходящим автором для очередной картины про культового французского преступника-полицейского. Это кино, как говорится, в котором все на месте: собрание европейских звезд во главе с Касселем; сюжет масштаба, который по нынешним меркам принято растягивать на мини-сериалы, здесь уложен в два часа с хорошим темпом; снято не без выдумки оператором Мануэлем Дакоссе, который помимо последних фильмов Франсуа Озона снял, например, и авангардное кино супруги Гаспара Ноэ Люсиль Адзиалилович «Эволюция».

Конечно, можно посетовать на то, что от фестивального кино все-таки ждешь нечто иного, но с другой стороны ММКФ уже не раз давал понять, что зрелищное кино особенно в качестве премьеры фестиваля для него предпочтительней. А свою развлекательную функцию, чего уж там, новый «Видок» выполняет сполна.

«Белый ворон» же, как нетрудно догадаться, это биография легендарного артиста балета Нуреева, точнее ее часть про становление танцора и невозвращение в Советский Союз после парижских гастролей. Не то чтобы самая скучная в его биографии, но самая понятная в отличие, скажем, от его дальнейшей карьеры в Европе. Несмотря на это, фильм – копродукция Великобритании и Франции, а в режиссерском кресле Рэйф Файнс, картина выглядит картонно, в худших традициях телевизионного кино.

Несмотря на замечательные яркие лица на втором актерском плане, все они выглядят неуклюже, причина чего, конечно, не в них самих. Помимо самого Файнса, играющего заторможенного меланхолично-комичного учителя главного героя, здесь и Чулпан Хаматова, вечно таскающая в своей сумочке бидончик с луковым супом, и Адель Экзаркопулос, чью внешнюю привлекательность художникам удалось скрыть, и Сергей Полунин, почему-то всю дорогу молчаливо хлопающего глазами. Герои разговаривают будто не друг с другом, а сами с собой, их реплики пышут патетикой, а все флешбеки мрачного советского детства можно было предугадать еще до начала фильма. После же только и остается, что просто пожать плечами.

АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше