«Завод» – своего рода возвращение к зрителю режиссера Юрия Быкова, который за последние пару лет оказался уволен из картины «Время первых», а в ответ на критику его участия в сериале пропагандистского характера «Спящие» и вовсе заявил о своем уходе из кино. Тот поступок многие не восприняли всерьез, сочтя за импульсивность, и, к счастью для поклонников режиссера, оказались правы. Сам же факт тех слов говорил многое о человеке Быкове, его взглядах и небезразличии к существующим в стране проблемам. Поэтому «Завод» не кажется оправданием за «Спящих», а скорее честно говорит о нем, как о режиссере, пожалуй, лучше, чем любой другой его фильм.

Сюжет строится вокруг провинциального завода, шестеро рабочих которого из-за очередной задержки зарплаты и новости о банкротстве предприятия решают похитить его владельца, местного олигарха. Тот дает команду главе своей личной охране собрать деньги. Как нетрудно догадаться, простой передачей выкупа дело не ограничивается. Чтобы выслужиться перед боссом, вооруженные до зубов спецы олигарха начинают игру с забаррикадировавшимися в цеху работягами, пути отступления для которых оказываются отрезанными.

Фильм «Завод» редкий пример хорошего русского жанрового кино

Что больше всего подкупает в Быкове – это трезвость по отношению к своим картинам. Он, не лукавя, в своих интервью не раз признавал, что по тонкости они едва ли могут сравниваться с лентами Звягинцева, Хлебникова, Серебренникова. При этом его фильмы весьма популярны у аудитории, что приводит к мысли, что творческая ниша Быкова – жанровое кино, которому можно и простить прямолинейность с излишней экранной условностью. «Завод» лишь убеждает в этой мысле будучи ничем иным, как боевиком. Причем скорее не голливудской формации, а какой-нибудь восточно-азиатской, приучившей к тому, что за жанровыми конструкциями вполне может стоять авторское высказывание.

Откапывать лопатой режиссерский комментарий на злобу дня в «Заводе» не приходится. Быков говорит о непреодолимом классовом разрыве между власть имущими и простым народом, о своекорыстии первых и злобе, расстущей во вторых, которым едва ли хватит жизни дождаться изменений. Придирки к сценарным деталям и отсутствию глубины персонажей отчасти искупаются ритмом фильма, держащим напряжение вплоть до третьего акта, когда слова заканчиваются, а в дело вступает оружие. Та простота, за которую могут ругать авторские фильмы, тут сходит за жанровую условность, а социальный контекст превращает «Завод» в редкий для отечественного кинопрома крепкий боевик.

АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше