Фильм «Идеальный лжец» — это сатирический триллер режиссёров Джозефа Шумана и Остина Старка. По словам создателей кино, они черпали вдохновение у братьев Коэн, раннего Полански. Это действительно чувствуется, если не на уровне конкретных оммажей и прямого цитирования, то в форме напряжённого настроения и серьёзных сюжетных конфликтов, которые разрешаются нестандартно, часто под соусом чёрного юмора.
История разворачивается в роскошном особняке главного героя, журналиста Джея Хортона. Он укрывается вместе с семьёй и прислугой от инфекции испанского гриппа, ведя при этом прогрессивную политическую компанию, защищающую права рабочего класса во время эпидемии. Самое интересное начинается, когда Джей нанимает на работу нового повара, мутного типа Флойда Монка, который настраивает прислугу, а после и всю семью, против главы дома.
Неогранённый алмаз новой картины — это, безусловно, Питер Сарсгаард («Парни не плачут», «Воспитание чувств», «Страна садов», «Бэтмен»), сыгравший Флойда Монка, обаятельного трикстера с непонятным прошлым, манипулятора и свободолюбивого «Большого Лебовски». До самого финала будет неясно, ставить ли перед его персонажем знак плюс или минус, а главное, актёр воплощает амбивалентный образ, которому подойдёт и ярлык антагониста-злого гения, и протагониста-беспечного шутника. Роль сложная, многогранная и интересная, особенно в сочетании с характером героя Джея, сыгранным Билли Магнуссеном («Подпольная империя», «Игра на понижение», «Американская история преступления»). Джей – богатый буржуа, мечтающий о посте губернатора, правда, его прогрессивные взгляды реализуются только на бумаге, а в обычной жизни его прислуга обитает в отдельном простом домике, а не в фамильном поместье и получает скромное жалование. Главные герои весь фильм пытаются вывести друг друга на чистую воду, изучая слабые места и тёмные страницы жизни оппонента, а зрителям предстоит наблюдать за этой тонкой психологической игрой двух лжецов, которая с каждой минутой набирает обороты.
Сценарий содержит в себе несколько создающих интригу условий – действие происходит во время пандемии и фильм идёт по пути развития кино-катастрофы, где главные герои озадачиваются вопросами нехватки провизии, отключения электричества, набега грабителей в условиях изоляции и проявляют свою истинную животную сущность. С другой стороны, здесь есть и черты истории, называемой на кинематографическом жаргоне «монстр в доме», так как Монк рушит порядки семьи и, не исключено, что он специально подослан для некой цели. Со времён создания «Рокового влечения», в котором также оригинально обыгран «монстр в доме», «Идеальный лжец» предлагает ещё одну любопытную вариацию, не уступающую по саспенсу «Роковому влечению», однако напряжение в новой ленте разбавлено шармом и сарказмом Монка, что переводит регистр атмосферы в триллер-сатиру. В истории много слоёв, не только выживание и борьба за доминирование, но и любовная линия, которая лишь слегка обозначена, но также скрашивает общую картину. Ненавязчиво представлен социальный месседж классового конфликта, который дополняет количество смысловых уровней и насыщает ленту. Ведь мотивация персонажей в экстраординарных условиях эпидемии зависит, в том числе от их происхождения, на чём играет Монк, и таким образом сценарий собирается в идеальный пазл.
С точки зрения саундтрека у каждого героя свой продуманный музыкальным образ. Монк играет на губной гармошке, инструменте темнокожих блюзменов, раздражая хозяина дома спонтанной и нестройной игрой в переломные моменты их конфликта. Джей слушает классические композиции на виниловом проигрывателе по особенным случаям, что также его характеризует. Во время напряжённых ситуаций и в тех сценах, где зрителю позволяется выдохнуть, оркестровая музыка, иногда в сочетании с академическим хором, усиливает ощущения и полностью гармонирует с происходящим.
Особенно стоит отметить операторскую работу. Несколько поворотных для сюжета сцен сняты в бассейне, который, за счёт высокого потолка, арочного ансамбля и эстетики модерна представляет собой лиминальное пространство, наиболее подходящее для данного контекста в качестве антуража. Ряд эпизодов, после которых герои «дичают», сняты в осеннем лесу, то солнечном, то закатном, но при любом освещении прекрасном и аллегоричном. Апофеозом этой нарастающей дикости становятся сцены у костра, контрастные, яркие и жутковатые за счёт того, что походят на ритуал.
Фильм «Идеальный лжец» будет интересен многим зрителям с разными вкусами, так как он сочетает в себе несколько жанров, от фильма-катастрофы до психологического триллера, при этом не доходит не в одном из них до радикального предела, так как смягчён юмором и эстетикой наступающего века джаза. Превосходная драматургия двух главных героев понравится любителям понаблюдать за психологическими играми и манипуляциями, а мачо Монк, несомненно, найдёт одобрение среди ценителей пленяющих персонажей.
АВТОР ЯКОВЕНКО ЕЛИЗАВЕТА