Британский юмор известен своей резкостью и злой иронией, эту репутацию поддерживает и новая комедия положений «Идеальные друзья». Дебютировавший в полном метре в жанре ужасов, режиссер Мэтт Уинн внезапно пробует свои силы в совершенно противоположном направлении и создает весьма экстравагантную картину.
Супруги Сара и Том устраивают ужин в компании старых друзей, во время которого их эксцентричная приятельница внезапно совершает суицид на заднем дворе дома. Это неожиданное трагичное происшествие раскрывает многолетние обиды, постыдные секреты и накопившиеся проблемы женатых пар.
Фильм «Идеальные друзья» исследует на прочность и институт брака, и дружественные узы героев. Их идеальная, на первый взгляд, жизнь оказывается обманкой, а их высокие моральные принципы и доброжелательность друг к другу лишь масками. Самоубийство Джессики вынуждает друзей ставить под сомнение собственные убеждения, и каждый из них проходит личную арку покаяния. Тема наигранности и лицемерия выражена в картине даже на уровне формата − все действо напоминает театральную поставку, и главные герои будто исполняют свои роли для несуществующих зрителей, не задумываясь о последствиях такого образа жизни. Единственная правдивая героиня Индиры Вармы прямо называет их притворство «фарсом». Именно её действие – самоубийство – становится катализатором потока признаний, и главным препятствием участников происшествия оказывается не проблема с перевозкой тела, а их неискренность, копившаяся годами до этого события.
Ограничить пространство картины одной локацией амбициозно и, в то же время, очень рискованно, и в «Идеальных друзьях» нехватка опыта режиссёра в постановке подобных мизансцен явно да`т о себе знать. В фильме не хватает динамики, энергии, движения, камера очень статична, все кадры и планы стандартные, из-за чего повествование ощущается монотонно и быстро наскучивает. Кино визуально посредственно и держится исключительно на диалогах, но и они не слишком хороши. Сценарий формально двигает сюжет, но не интригует, не смешит на том уровне, чтобы удерживать внимание зрителей на протяжении полутора часов. Редких удачных эпизодов и реплик оказывается явно недостаточно для полноценной вовлеченности в происходящее.
Удерживает целостность комедии не звездный, но характерный каст. Потрясающая Ширли Хендерсон колеблется между психически нестабильной манипуляторшей и уязвимой любящей женой. Ее экранный супруг, Алан Тьюдик вышел слегка карикатурным, но очень приятным и чувственным мечтателем, его мимика зачастую добавляет сценам больше комедии, нежели прописанные реплики. Великолепно точное попадание в характер получился у Индиры Вармы, при минимальном количестве хронометража ей удалось воплотить яркий полноценный образ Джессики. Порадовало неожиданное камео Сильвестора Грота, которого в картине и того меньше, но и его персонаж успевает очаровать. Харизма всех исполнителей и химия между ними бесспорно спасают этот фильм.
Заявленный комедией, «Идеальным друзьям» как раз её и не хватает, при этом качество юмора не упрекнуть. Кино рассчитано на публику с тонким чувством иронии − комедия спрятана в интонациях, выражениях лиц и ситуациях. Такая кропотливость будто отвлекает самих авторов от основного конфликта. Фильм рассыпается из-за неспособности картины соблюдать баланс между драмой, необходимой для развития действия, и комедией, развлекающей зрителей, и это заметно даже на моменте завязки, которая недостаточна правдоподобна, но и недостаточно нелепа, чтобы считать происходящее фарсом в полной мере.
Среди потока однотипных комедий фильм «Идеальные друзья» выделяется эксцентричностью задумки и подходом к юмору. Напоминающий по формату бутылочный эпизод, он не рассчитан на массового зрителя, но достоин внимания тех, кто открыт к камерным авторским проектам и готов простить картине её неидеальность в пользу оригинальности.
АВТОР КРИВЕНКОВА ТАМАРА