Влияние пандемии на кинематограф оказалось довольно значимым, но не в том смысле, в котором кинокритики, киноведы и просто любители кино ожидали с самого начала. Помпезные боевики остались и лишь незначительно потеряли  популярность. Да и то, потеряли ли? Поскольку данные со стриминговых платформ публикуются далеко не всегда, ответить однозначно на этот вопрос невозможно. Но да, именно в это время, в период максимальной дискоммуникации и социальной изоляции всё чаще и чаще появляются полнометражные фильмы, ограниченные несколькими локациями и персонажами. Не то чтобы раньше их было мало, просто именно такой вид кино стал на некоторое время доступен кинематографистам. С этими стартовыми данными можно экспериментировать, немножко сузить перспективу зрителя, привыкшего к пеплумам, обратно на человека и человеческие отношения. «Эвакуация» как раз и оказывается таким фильмом, который заходит за пределы того, что можно было бы назвать фильмом.

«Эвакуация» – дебютная работа стендап-комедиантки Мэллори Эвертон. С ней в соавторстве выступил Стивен Мик, для которого это также первая проба сил в полнометражном кино, однако влияние Мэллори ощущается доминирующим в фильме. «Эвакуация», по сути, это её гигантское совместное выступление с другой стендап-артисткой Уитни Колл. Весь фильм они общаются друг с другом, едут в машине, оказываются в разных странных местах – и, разумеется, постоянно шутят. В «Эвакуации» не так много гэгов, физического юмора или юмора, достигающегося при помощи монтажа и контраста сцен – нет, это преимущественно разговорный фильм, где шутки связаны напрямую с личностью героинь и непредсказуемостью случающихся с ними событий. И это очень харизматичные и выразительные героини, само поведение которых одновременно узнаваемо и очень уморительно.

Однако проблемы начинаются с переходом от первого акта ко второму, когда фильм буквально выключается для нон-стопного выступления Эвертон и Колл. Добрые двадцать минут, с редкими монтажными перебивками, девушки говорят ни о чём, никак не двигают сюжет, обсуждают парней, работу, чёрта лысого, еду – чего только нет в этих разговорах. Это очень смешные обсуждения, которые вызывают может и не гомерический хохот, но добродушную усмешку, однако на десятой минуте начинаешь понимать, почему кино не должно строиться как стендап. А именно им фильм «Эвакуация» и оказывается. Иногда с героинями, впрочем, что-то случается, и тогда кино становится смотреть вновь интересно, но потом всё проваливается обратно в бесконечный, уморительный, неглупый, но всё-таки нескончаемый поток диалогов. Да, существуют фильмы, в которых взаимодействие персонажей друг с другом доминирует над внешней занимательностью, но в таком случае не мешало хотя бы визуальное разнообразие. Оно в «Эвакуации» есть, и многие шутки работают именно за счёт внутрикадровой динамики и монтажа, но этих моментов очень мало, и концепция стендапа начинает работать в неприятную для фильма сторону. То, что хорошо работает на сцене в ограниченном пространстве, в кино становится просто скучным и душным – несмотря на всё великолепие материала.

Не помогает «Эвакуации» также и то, что в ней катастрофически мало материала на выбранный метраж. Безумные сюжетные повороты случаются, иногда они идут интенсивно друг за другом, иногда между ними выдержана пауза, но фильм явно подразумевался как более энергичный и активный, чем он по факту есть. Одна только сцена безумных плясок повторяется три раза в практически одинаковых контекстах. И не то чтобы Эвертон и Мику нечего было сказать: генеральный сюжет написан очень хорошо и отлично работает. Дьявол кроется в темпе и в динамике происходящего. Переводя на язык фильма – зритель не должен быть заперт на долгое время с одними и теми же людьми в замкнутом пространстве, какими бы классными, живыми и обаятельными они бы ни были.

Но при этом «Эвакуация» потрясающе смешная! Сами по себе шутки работают очень хорошо, они непредсказуемые и остроумные. Эвертон и Мак не стесняются делать персонажей неловкими, попадающими в стыдные ситуации, не доводя их до безвкусного фола. Золото всего фильма – дуэт главных героинь: они невероятно очаровательные, и их взаимодействие наполнено особой химией принятия и крепкой дружбы. Вообще весь актёрский состав искренне подкупает своей живой непосредственностью, а Стивен Мик, сыгравший эпизодическую роль, крадёт всю сцену со своим участием, но Уитни Колл и Мэллори Эвертон по-настоящему влюбляют в себя и способны тащить почти весь фильм исключительно на силе своего шарма.

Обычно актёрские проекты такого рода построены только на самолюбовании и нездоровом эго. Ни у Мэллори Эвертон, ни у Стивена Мика таких недостатков нет. Есть другие, и для кого-то они могут оказаться непростительными – по понятным причинам. Но эти недостатки идут от желания сделать всё настолько хорошо, насколько возможно. И очень хотелось бы увидеть, что же будет в дальнейшем с карьерами этих незаурядных людей, искренне любящих то, что они делают.  Также хотелось бы, чтобы Ковид дал возможность для такого же прицельного внимания к человеку, какое – пусть и не без проблем – дала «Эвакуация». Его в самом деле очень не хватает.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше