«Шалом, папик!» – невероятно уморительный фильм, но его сложно назвать комедией. Да, принадлежность к жанру – понятие слишком растяжимое: например, комедиями также считаются «Чайка» и «Вишневый сад» и это нужно учитывать для анализа данной картины. Фильм «Шалом, папик!» переполнен юмором, неловкими ситуациями и даже слэпстиком в какой-то степени. Но помимо этого от истории сквозит невыносимой болью и отчаянием, которые способны загнать в депрессию самых заядлых оптимистов. И, как любой фильм, построенный на социальном мариводаже и глубоком проникновении в эмоциональный мир центрального персонажа, «Шалом, папик!» оказывается восхитительной портретной галереей, буквально и фигурально.
Довольно просто было бы назвать дебютантку Эмму Селигман женским Вуди Алленом, но это не совсем так. Да, её первый фильм саркастично и при этом с большой любовью бьёт по американским евреям, а также трезво и уничижительно препарирует собственную личность – но это еще не всё, Селигман удаётся зайти намного дальше. Она не просто демонстрирует особенности жизни современной (еврейской) женщины – она заставляет зрителя максимально глубоко погрузиться в сложное положение героини. Селигман не боится называть вещи своими именами пусть и с язвительной иронией, при этом она относится с искренним сочувствием к каждому из участников щекотливых социальных взаимодействий.
Операторская работа позволяет запомнить лицо Рейчел Сеннотт лучше, чем лицо собственной матери; от видоискателя не ускользает ни единая эмоция, ни смена выражения лица. Зритель остаётся один на один с Рейчел практически на протяжении всего фильма, за исключением нескольких эпизодов. И Сеннотт – замечательная актриса, за которой действительно интересно наблюдать. Она не оказывается в истерике в первых нескольких сценах (хоть и имеет на это полное право), она методично раскручивается вплоть до самой кульминации – не то чтобы эмоционально мощной, но очень естественной, достоверной и, тем не менее, разряжающей ситуацию.
Хотя, если к чему и возникают вопросы, так это к кульминации, поскольку в ней кроме пика эмоционального отчаяния героини мало что происходит. Ситуация не обнуляется и получает лишь малую долю развития, никаких потерь и приобретений не происходит. Конечно, эта сцена крайне важна, её нельзя выбросить из сценария, но только на эмоциональном, а не на сюжетном уровне. Впрочем, это единственный упрёк в сторону этой гармоничной истории. Её нельзя назвать крепкой в том смысле, в котором это слово обычно употребляется по отношению к кино, но она имеет цельную, немного тягучую структуру, которая не разваливается на части, а её динамике может позавидовать иной экшн.
«Шалом, папик!» – немного старомодный фильм в том плане, что в нём интересный подход к каждой отдельной сцене: как правило, каждая оказывается мини-скетчем со своей собственной структурой. В этом фильме почти нет сцен, в которых просто бы показывался какой-либо объект без всякого внутрикадрового действия и это не похоже на традиции, заложенные мамблкором.
Перевод названия «Шалом, папик!» нельзя назвать плохим, но он уводит фокус фильма в другую сторону: папик – одна из проблем героини, но не сам персонаж. Оригинальное название «Shiva Baby» в большей степени концентрируется на героине – центре притяжения всех персонажей, вопреки её желанию. Да, фильм прекрасно панорамирует узнаваемые и смешные портреты американо-еврейского среднего класса, но всё это всё равно остаётся историей главной героини Даниэль – яркой, по-своему успешной, пытающейся маневрировать между ультрасовременными требованиями космополитического общества и сохранением религиозных традиций, а также между благонравным поведением и сексуальной раскрепощённостью, при этом полностью игнорируя собственные желания. Грустно, неловко, душераздирающе и всё же очень смешно.