Фильм «Пёс-призрак: путь самурая» вышел на экраны в 1999 году и стал одной из самых неоднозначных работ Джима Джармуша, который является ярким представителем независимого кинематографа. Лента американского режиссера получила Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале, одном из самых престижных киноконкурсов. Посмотреть ре-релиз картины на большом экране в 4к-реставрации можно будет уже 21 февраля в Москве.

Главным героем ленты − наёмный убийца по прозвищу Пёс-самурай (Форест Уитакер). Большую часть времени он проводит за чтением книг и уходом за своими почтовыми голубями, лишь изредка выполняя «заказы» своего босса Луи (Джон Торми). Он по жизни следует кодексу самурая и считает себя вассалом Луи, хотя тот понятия не имеет, с чего Пёс-призрак так решил. Наёмник, сам того не подозревая, переходит дорогу авторитетным гангстерам, которые открывают на него охоту. Псу-призраку предстоит вступить с ними в схватку, чтобы уберечь своего хозяина Луи.

Жанр фильма – драма, в которую весьма неожиданно вплетены элементы комедии и даже гротеска. Комичным является тот факт, что Пёс-призрак, темнокожий парень, решает посвятить свою жизнь служению человеку, который того даже не требовал. Его ежедневные самурайские практики и немногословная скрытная натура одиночки не стыкуются с большой любовью Пса-призрака к шоколадному мороженому, голубям и чтению детских книг, что и привносит в его образ комичность. Ироничны и образы гангстеров, которые совсем не походят на привычных всем кровожадных брутальных плохих парней из легендарных лент по типу «Крестного отца» или «Криминального чтива». Вместо них Джармуш продемонстрировал больных престарелых обрюзгших мужчин, которые лишь создают видимость криминальной деятельности. Эти псевдо-авторитеты бездельничают и ведут примитивные диалоги, и только изредка неумело, с опаской берут в руки оружие.

Избалованная эффектной картинкой и спецэффектами публика сочтет ленту несколько блеклой, скучноватой и малодинамичной. Отчасти это так, ведь в ленте «Пёс-призрак: путь самурая» нет захватывающих дух перестрелок, драк и расправ. В фильме показана реальная жизнь, где всё идёт своим чередом, не спеша, оттого создается ощущение непосредственного присутствия и участия в происходящих событиях. Учитывая вовлеченность зрителя в действия фильма, непременно появляется ожидание экшена или хотя бы мало-мальски неожиданного поворота сюжета, однако напрасно, потому что зритель не получит ни того, ни другого, ведь это не про «Пса-призрака». Лента американского режиссёра нацелена не на экшен, а на детальную проработку неоднозначных образов героев, демонстрацию их мировоззрения, принципов и смысла жизни. Джим Джармуш показал миру своё виденье криминального кино, которое можно либо уважать, либо совсем не понимать. 

Музыкальное сопровождение и локации съёмок заслуживают отдельного внимания, потому что именно эти аспекты картины сперва вводят зрителя в заблуждение, а впоследствии создают особенную атмосферу, которая отражает прелесть слияния абсолютно полярных культур. Сочетание кадров из американского гетто, по улицам которого вальяжно ходят компании подозрительных темнокожих парней в модных широких джинсах под агрессивное звучание музыкальных треков известных рэперов и сцены рассекающей воздух самурайской катаны в сопровождении утонченной переливчатой музыки с японскими мотивами выглядит несколько обескураживающе, но на удивление гармонично.

«Пёс-призрак: путь самурая» – однозначно кино не для всех, потому что оно разрывает устоявшиеся шаблоны и удивляет своей непосредственностью. Возможно, Джим Джармуш и добивался этого эффекта, чтобы привлечь внимание массового зрителя к альтернативному кино.  История о настолько необычном персонаже вряд ли вызовет восторг у многих, но для тех, кто сможет погрузиться в контекст и уловить «подводное течение» картины, Пёс-призрак вполне может стать фаворитом в мире кинематографа.

АВТОР МАРИЯ МАКАРОВА

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше