Духовный учитель лама Дорже умирает в Тибете. Его последователи из числа буддийских монахов пытаются обнаружить его реинкарнацию. Однако это оказывается не так просто, ведь их, похоже, народилось несколько.
Бернардо Бертолуччи представлять, наверное, не стоит. Признанный всеми и, к сожалению, уже покинувший нас классик, точно вошел в историю кино как минимум «Последним танго в Париже» или «Конформистом». Кто-то наверняка вспомнит «Мечтателей», настоящий гимн молодости и свободе. Карьера Бертолуччи вместила в себя многое. В конце восьмидесятых режиссер обращается к Востоку («Последний император»). А в 1993 году появляется «Маленький Будда».
Спустя тридцать лет фильм выходит в повторный прокат, но уже в России. И такое решение вызывает вопросы.
«Маленький Будда» очень легко представим на экранах российских кинотеатров середины 90-х. Новорожденная (или перерожденная?) страна резво осваивает мировой культурный опыт, раньше скрытый от большей части рядовых граждан за железным занавесом. Разного рода духовные практики становятся объектом пристального интереса даже у массовой публики, особенно на фоне полнейшей неразберихи девяностых, от которой хотелось сбежать куда-нибудь в нирвану.
Фильм «Маленький Будда» кажется идеальной точкой входа в буддизм для неофитов. Его стоило бы назвать не «Маленький Будда», а «Будда для самых маленьких». Этому способствует параллельная основной сюжетная линия. Она поэтапно воспроизводит путь к просветлению Сиддхартхи Гаутамы в исполнении молодого и горячего Киану Ривза, смазливая мордашка которого вполне способна продать фильм потенциальному кинозрителю. А буддийские ламы с одухотворенными лицами и голосами порой выдают настолько само собой разумеющиеся вещи, что хочется лишь недоуменно пожать плечами. Тем не менее, человек, максимально далекий от буддизма (или прогуливавший в школе всеобщую историю и МХК), пожалуй, может почерпнуть для себя что-то новое.
Фильм «Маленький Будда» кажется поверхностным еще и потому, что Бертолуччи — человек западной культуры, и ощущение взгляда со стороны не отпускает на протяжении всего просмотра. Тем не менее режиссер сам ставит эту проблему в картине, противопоставляя восточное буйство красок холодной отстраненности американского Сиэттла, в котором живет одна из возможных реинкарнаций ламы Дорже, мальчик Джесси. Идейным антагонистом просветленных монахов становится отец Джесси, инженер Дин, убежденный позитивист, считающий буддизм лишь веселенькой сказочкой. Кстати, его очень неубедительно играет выдающийся певец Крис Айзек, впоследствии получивший за эту роль номинацию на «Золотую малину». Возможно, он был взят на роль специально для того, чтобы подчеркнуть духовную немощь своего персонажа. Визуал «Маленького Будды» заставляет вспомнить о пеплумах десятых-двадцатых годов прошлого века (привет «Нетерпимости» Гриффита), а нелепые компьютерные спецэффекты наводят на мысли о том, что, может, стоило бы вовсе обойтись без них.
Фильм «Маленький Будда», кажется, не выдержал проверку временем. Более того, есть ощущение, что уже на момент выхода он был безнадежно устаревшим. Подтверждением этому служат очень неоднозначные отзывы критиков. Однако даже в России 2024 года такое кино может найти своего зрителя. Ведь, как известно, Будда проповедовал освобождение от страдания. Есть ощущение, что многие смогут найти в этой вечной идее долгожданную отдушину.