История Тельмы (Александра Лами) приобретает трагический оборот, когда из-за несчастного случая врачи погружают её двенадцатилетнего сына Луи (Хьюго Кестель) в кому. Преисполненная решимостью разбудить его всеми средствами, она решает выполнить одну за другой «десять вещей, которые нужно сделать до конца света». Список под таким названием Тельма нашла в дневнике у сына и собралась осуществить все его пункты, чтобы дать Луи причину для продолжения борьбы за свою жизнь.
Фильм «Комната чудес» является экранизацией первого романа Жюльена Сандреля, опубликованного в 2018 году и моментально ставшего бестселлером. Эта история о материнской жертвенности очень тронула аудиторию и привлекла внимание продюсеров. Режиссёром проекта стала Лиза Азуэлос («LOL», «Далида»), здесь она вновь взялась за свою любимую тему – отношения родителей и детей. Сценарий был поручен дуэту Жюльет Сейлс и Фабьена Суареза (трилогия «Белль и Себастьян», «Семейное ограбление»).
Главным изъяном «Комнаты чудес» можно назвать неудачную адаптацию первоисточника. При просмотре складывается впечатление, что сценаристы недостаточно проработали мотивацию отдельных персонажей, из-за чего действия на экране выглядят хаотичными и несогласованными между собой. Например, зрителю никак не объясняется, почему матери потребовалось целых 3 месяца после трагедии, чтобы найти дневник, лежащий под подушкой сына. А также Тельма путешествует по всему миру, но откуда она берёт столько денег на поездки в Японию, Португалию и туманный Альбион? Одно испытание за другим, страница за страницей, путешествие Луи превращается в путешествие Тельмы. То, что первоначально задумывалось как исполнение желаний сына, на экране постепенно превращается в собственную историю Тельмы. Повествование делает главную героиню и её путешествие как будто отрешёнными от идеи фильма. Все эти моменты оставляют аудиторию в замешательстве, а сценарий, пренебрегая этим, не позволяет нам прочувствовать реалистичность сюжета и не располагает зрителя к сочувствию. Это удивляет, ведь разнообразие съемочных локаций (Япония, юг Франции, северная Европа) дало возможность сделать более замысловатую постановку, но эта материнская Одиссея остаётся литературной и плохо срежессированной. У зрителя формируется ощущение, что он находится в видеоигре с Тельмой в роли супергероини…
Острая нехватка режиссуры на экране погружает зрителя в состояние эстетический комы. Обилие событий и локаций никак не используется, мы видим лишь их перечисление. Особенно удручающе выглядит постановка сцены праздника Холи в больничной палате, где мать и бабушка бросаются различными красками на фоне безжизненно лежащего тела Луи. Слишком легкомысленное отношение к серьезности темы постепенно отвлекает нас от идеи борьбы за жизнь мальчика.
От полной потери интереса спасает лишь игра актёров. Александра Лами передала на экране настоящую материнскую боль. От отчаяния она как загнанный в ловушку зверь пытается ухватиться за любую возможность спасения сына. Настоящие эмоции вызывает её поездка в Японию и трансформация жизненных ориентиров персонажа. Мюриель Робин (играет мать Тельмы) завладевает нашим вниманием с помощью колких фраз в отношении дочери или сотрудников больницы, разряжающих напряженную атмосферу. Её игра также задает нужный тон некоторым драматическим сценам.
Все же фильм «Комната чудес» имеет тенденцию замыкаться на комедийности (очевидно важном факторе), но без эмоциональной мелодраматичности, которой жаждет зритель на протяжении всего повествования, сюжет перестает работать. Лизе Азуэлос стоило лучше раскрыть второстепенных персонажей, что помогло бы добавить драматизма истории. Частично недостатки сценария и режиссуры компенсируются саундтреком. Трагичные сцены сопровождаются минорными композициями, а сцены, вселяющие оптимизм – более духоподъемными. Пусть это и простой, но хоть какой-то признак присутствия режиссуры в этой картине.
Фильм «Комната чудес» стал своеобразным сказочным путешествием во имя надежды (почти баллада), которое заставляет нас постоянно испытывать смешанное чувство грусти и радости. При всех недостатках картина излучает теплоту, которой особенно не хватает в темные времена. И в общей летаргии фильма мы ловим себя на желании поверить в чудо.
АВТОР ДАНИИЛ РАЗСОЛОВ