22 июня в прокат выходит фильм «Копенгагена не существует» датского режиссёра Мартина Сковбьерга. Скандинавский кинематограф вновь исследует тему любви, совмещая психологическую драму с парадоксом человеческой памяти, а также погружается в изучение сентиментального тропа «ты и я против всего мира», показывая единение персонажей в отдалении от социальных контактов. 

Действие фильма происходит в Копенгагене, столице Дании. Главный герой Сандер (Йонас Хольст Шмидт) встречает Иду (Анжела Бундалович), после чего у них начинается роман. Пара проводит почти все время наедине, дистанцируясь от людей в своей квартире. Но внезапно для родственников девушка пропадает. Спустя время отец (Златко Бурич) приглашает Сандера для серии “интервью”, которые, как ему кажется, могут помочь в поисках дочери.

Фильм «Копенгагена не существует» был показан на кинофестивале в Роттердаме, который традиционно считается смотром для молодых талантливых киноделов. Одарённость режиссёра чувствуется с первых кадров; он решил показать зрителю Копенгаген не с туристических открыток, а из жизни рядовых обывателей. Здесь нет привычных велосипедов, потому что со временем перестаёшь их замечать, и здесь нет центральных улиц, потому что будничные маршруты не проходят через них, — всё это добавляет интимности и таинственности происходящему (похожую атмосферу создает Надав Лапид в фильме «Синонимы»).

Главной темой картины являются воспоминания, так как именно на них выстроена центральная линия. Но мы видим их только через призму памяти (а ей свойственно подстраиваться под желаемое) основного персонажа. Он представлен единственным источником информации, но может ли зритель ему доверять? Ведь ни прошлого, ни работы, ни друзей у него нет…  Более того, нелинейное повествование (обусловленное темой фильма) делает рассказ еще более путаным, создаёт хаотичность во временной шкале событий и заставляет зрителя сомневаться в воспоминаниях главного героя, превращая происходящее в своеобразную детективную игру.

При просмотре фильма стоит обратить внимания на цвета, используемые для передачи доминации одного героя над другим. Сандер преимущественно носит жёлтые оттенки, символизирующие молодость и лёгкость. Ида же, облачённая в красно-синие цвета, воплощает контроль над ним. Но с постепенной потерей власти над партнёром красных оттенков становится меньше, что позволяет основному персонажу начать выстраивать правильную (как ему кажется) цепь событий. Этими зрительными знаками Сковбьерг будто лишний раз подсвечивает основную проблему картины.  

Режиссёр Мартин Сковбьерг взял на роль Сандера непрофессионального актёра Йонаса Хольст Шмидта. Но артист явно не справляется с передачей эмоций при обилии крупных планов в фильме. При этом стоит выделить игру Анжелы Бундалович, так как её персонаж действительно передаёт сложность характера героини. Это находит отражение как в романтических сценах, так и во всей картине в целом. Что касается второстепенных актёров, то Вильмер Триер Бреггер, который играет брата Иды, грамотно наполняет своего героя долей инфернальности. Но отец Иды как на уровне сценария, так и на уровне игры являет собой пример непроработанности персонажа, которому не достаёт глубины.

Сценарист Эксиль Вогт («Худший человек на свете», «Осло, 31 августа») на уровне сценария ограничивает персонажей в социальных контактах; пара редко покидает свою квартиру, и эта изоляция одновременно фрустрирует и вдохновляет их. Благодаря этому приёму картине удалось показать всепоглощающее отчуждение центральных героев от современного мира и абьюзивную любовь, способную довести человека до подмены воспоминаний. Но, несмотря на глубину раскрытия темы и чувственность повествования, данной работе не хватает стройности и глубины.

АВТОР ДАНИИЛ РАЗСОЛОВ

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше