Свой второй полнометражный фильм, итальянка Лаура Моранте назвала «Assolo», что в переводе означает «сольный», имея ввиду виртуозное исполнение музыкального произведения одним инструментом. Эта символичность прямо говорит о том, что жизнь одинокой женщины вполне может быть самодостаточной и выразительной. Российские прокатчики решили назвать итальянскую мелодраму «Счастье быть одной», видимо для того чтобы утешить сегмент зрительниц, которые находятся в том же положении. Собственно, на аудиторию одиноких женщин фильм и рассчитан.

Судя по трейлеру и названию, кажется, что «assolo» — это жизнеутверждающее высказывание на тему судьбы женщины за 40. Вероятно, задумка такой и была, только основание под этим высказыванием уж больно шаткое.

Мотив Моранте, известной и талантливой актрисы, начать снимать женское кино понятен. У нее есть внушительный бэкграунд, в том числе и в семейной жизни (она в третий раз замужем). Есть чем поделиться со зрителями. Но если есть что сказать, совсем необязательно обращаться к режиссуре, можно, скажем, написать книгу. В кино нужно суметь удержать баланс между интересной историей, сильным героем и грамотной постановкой. А это удается далеко не всем.  Лучше всего Лоранте удалась главная героиня Флавия и только потому, что она сама же ее и сыграла. В итоге актерский талант режиссера оказался почти единственным достоинством фильма.

В мелодраме все держится исключительно на внутреннем мире героя, потому что здесь не может быть ни серьезного конфликта, ни глубокого подтекста, ни запутанного сюжета. Проза жизни, быт и чувства.  Флавия склонна к рефлексии — большую половину фильма героиня цитирует своего психолога, которую сыграла прекрасная Пьера Дельи Эспости и пытается разобраться в причинах своего кризиса и одиночества. Она обаятельная, но настолько несамостоятельная и податливая, что не вызывает ни уважения, ни сочувствия.

Режиссер пытается всячески иронизировать над жизнью своей одинокой героини, но выглядит это неловко и неестественно. Вообще, с комичным у «Assolo» проблемы — действительно смешных шуток здесь немного и все их шутит Марко Джолинни, актер с хитрым прищуром, без которого теперь не обходится ни одна итальянская комедия.

Пробелы в содержании фильма не компенсируются и художественной формой. Изображение типичных римских пейзажей и интерьеров итальянских квартир вдруг сменяется абсурдными снами героини, псевдодокументальными вставками с монологами персонажей, и нарочито театрально поставленными сценами. В целом снят, «assolo» довольно нетипично, хотя в качестве оператора в проекте выступил  Фабио Цамарион, который неоднократно сотрудничал с Торнаторе.

Фильму сложно вызвать какие-либо эмоции кроме смешанных. Он словно во всем немного недотягивает до цели. Здесь недостаточно глубины, чтобы вызвать сопереживание, недостаточно комичности, чтобы вызвать смех, недостаточно эстетики, чтобы получить удовольствие от картинки, недостаточно психологизма, чтобы оказать психотерапевтический эффект. «Assolo» — добрый, наивный, непошлый, понятный фильм в итоге не оставляет никаких впечатлений и ни к чему не обязывает. Пересмотреть картину в моменты тихой грусти и затяжной меланхолии захочется вряд ли.

Фильм настолько ровный, что сама Флавия к финалу никак не меняется и не эволюционирует, не преодолевает никаких препятствий и не покоряет вершин.  Счастье само плывет к ней в руки, просто потому, что Моранте решила завершить сценарий на оптимистичной ноте. И мысль у финала предельно ясная: каждая женщина имеет право на счастье. И работать над собой в принципе необязательно, главное полюбить себя.

Возможно, картина понравится, всем поклонникам итальянского легкого кино и ненавязчивых мелодрам или просто зрителям, уставшим от американских однотипных ромкомов. Главное, отправляясь на сеанс, не строить завышенных ожиданий и не брать с собой мужчин, потому что, как гласит название и в одиночестве можно запросто обнаружить счастье.

АВТОР ДАРЬЯ КОЗЫРЬ

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше