Фильм «Квадрат» Рубена Эстлуда , победитель Каннского кинофестиваля 2017, представляет собой ироничную трагикомедию, раскрывающую экзистенциальные проблемы европейского общества в контексте пространства мира современного искусства. Автор обращается к извечной и в то же время актуальной теме границ человечности и потребности в гуманизме как таковом. Картина, пронизанная единой сюжетной линией взаимоотношений главного героя Кристиана, куратора выставки «Квадрат», с окружающими его людьми, делится на отдельные психологические зарисовки, каждая из которых является дополнением к общей, смыслообразующей структуре фильма. Р. Эстлуд умело объединяет две противоположные реальности: реальность галерейного пространства и простой повседневной жизни. Главный герой на протяжении всего фильма находится в пограничном состоянии выбора между жизнью реальной и её имитацией, которая лишь говорит о возможности поиска человека в себе, но не даёт возможности к её реализации.
Фильм «Квадрат» и его художественные изыски
Художественное своеобразие фильма определяется сдержанным и гармоничным исполнением. Автор избегает излишней символической нагруженности визуального изображения, используя метафоричные образы лишь в нескольких кадрах, что позволяет в большей степени сконцентрировать внимание зрителя на основной драматургической линии. Аттракционы, хоть и ненавязчиво, но всё же нередко встречающиеся в картине, органично вписываются в общую концепцию и используются как в комическом, так и трагическом ключе. Зачастую перемена эмоциональной окраски создаёт неоднозначное впечатление смежного состояния, колеблющегося между холодно-нравственным рационализмом и эксцентричной нелепостью. Актёрская игра всех участников картины выглядит максимально естественно и способствует лёгкому восприятию киноленты. Особое внимание хочется уделить сцене, которая отчасти выбивается из общего сдержанного сюжетного повествования, когда во время светского ужина в зале возникает подобие человека-обезьяны, нападающего на присутствующих, руководствуясь лишь импульсивными животными порывами. Напряжение, созданное на экране автором в этом фрагменте, кажется намного сильнее, нежели кульминационный эпизод фильма, что, безусловно, говорит о высоком режиссёрском мастерстве, однако не идёт на пользу развитию заявленного ранее основного конфликта.
В целом, картина Р. Эстлуда «Квадрат» производит положительное впечатление, позволяя зрителю не только на протяжении двух с половиной часов погрузиться в трагикомичный мир современного европейского искусства, но и обратиться к актуальным проблемам.
АВТОР МАРИЯ БАТОВА