2021-й год для крупных режиссёров «Диснея» становится годом повторений более раннего успешного материала. Пиксаровский мэтр Пит Доктер выпускает «Душу», сильно рифмующийся с его хитом «Головоломкой», а один из главных режиссёров «Моаны» Дон Холл  патронирует работу над «Райей и последним драконом». Из «Моаны» в «Райю» перетёк также один из главных продюсеров – Оснат Шурер. И пускай съёмочная команда в основном работала над другими фильмами «Дисней», либо вообще работала над проектами студии впервые, эстетическое и идейное влияние «Моаны» на грядущую премьеру игнорировать крайне сложно. Одной из самых частых реакций зрителей на первый трейлер «Райи» стала «Вау! Это же «Моана», только теперь в Таиланде и с драконами». Но это, конечно же, неправда! Общего у «Райи» с «Моаной» не больше, чем у «Великого мышиного сыщика» со «Спасателями», но понять почему возникла подобная мысль довольно легко.

«Райя» не основана на фольклоре народов Юго-Восточной Азии; она просто использует Таиланд, Вьетнам и другие страны как основу для своего фэнтезийного сеттинга – довольно разнообразного, не ограниченного условными джунглями и реками. История и персонажи «Райи» максимально далеки от традиционных сказок Полинезии, хотя сценарий и повторяет формулу путешествия героев в поисках освобождения своих земель от злых духов. Духи показаны максимально обезличенными, и это идеально соответствует современной диснеевской установке на отказ от злодеев, которая нигде больше так ярко не проявляется, как в «Райе». Эти духи не единственные антагонисты истории, но других нельзя назвать злодеями. Напротив, главная мораль фильма заключается в том, что никто не злодей и не надо относиться к человеку предвзято из-за его неправильных решений. Это закономерное развитие диснеевской тенденции 2010-х, но оно плохо работает в рамках заданного сюжета, и полноценной кульминации не получается.

Так же, как и мораль, в «Райе и последнем драконе» крайне неоднозначным получился  юмор картины – особенно тот, что связан с драконами. Обычно я не люблю делиться личным опытом, потому что личный опыт – категория нерелевантная относительно искусства, но уж больно он показателен: из всего зала, наполненного детьми и взрослыми, над большей частью шуток смеялись ровно два человека. Юмор, используемый фильмом, не то чтобы уничтожительно плох, просто он не всегда работает в предложенных обстоятельствах. Приключенческая же сторона фильма удалась на славу и те крохи эксцентричной комедии, связанные с немыми второстепенными героями.

Как уже говорилось, «Райя» заимствует из народного фольклора форму самого приключения: про становление героя, эпические поиски волшебного помощника в начале и волшебного артефакта в конце и постепенное присоединение к путешествию уникальной волшебной команды. Эта схема не так часто используется «Диснеем», который либо формирует команду изначально, либо концентрируется на конкретных персонажах и их животных.

Помимо этого, «Райя» эксплуатирует приёмы и постановку экшена из восточного (преимущественно японского) кино, и это выглядит просто невероятно: восхитительная хореография боёв вызывает такие же ощущения, что и просмотр подобных сцен в игровом кино, а монтаж и музыка завораживают зрителя, с головой окуная в невероятный балетный аттракцион. «Райя» ощущается как очень крутой боевик и то, что участниками в боях выступают девушки, дети, панголины, младенцы и обезьяны впечатления не портит совершенно – удары ощущаются сильными и тяжелыми.

Но насколько удачны экшн-сцены, настолько же слабы и скучны дизайны мультипликационных существ. Хуже всего, конечно, пришлось драконам, хотя и панголин вполне сравним с худшими из китайских игрушек: драконы не имеют и десятой доли выразительности оригинальных тайских и других драконов. Да, оригинальные дизайны сложнее адаптировать для детского мультфильма, но, с другой стороны, с китайским Мушу (мультфильм «Мулан») полтора десятилетия назад как-то же справились!

«Райя и последний дракон» – мультфильм не беспроблемный. К сожалению, о большей части сомнительных решений невозможно говорить без раскрытия сюжета – а он тут практически весь построен на внезапных поворотах. Как этнографический эксперимент с созданием фэнтези-мира на базе стран Юго-Восточной Азии всё получилось здорово и эффектно, как цельный рассказ с поучительной моралью уже хуже. В «Райе» есть милые сцены взаимодействия персонажей и местами интересные политические столкновения, но в итоге всё сводится к банальности, слабо поддерживаемой сюжетом, и местами едва терпимым юмором. Вот ради чего стоит смотреть «Райю», так это ради прекрасного сеттинга, потрясающего саундтрека, умопомрачительных боевых сцен и симпатичных героев, среди которых хоть один да понравится. Это отличное развлечение на вечер и потенциальный материал для эпических приключений, но эти эпические приключения ограничатся максимум одним просмотром в кинотеатре. Может быть даже с удовольствием, но без дикого восторга.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше