Жанр городского фэнтези – неотъемлемая часть современной культуры, поэтому  «Дисней» или «Пиксар» рано или поздно должны были обратиться к нему. Эти студии скорее ассоциируются со сказками, но у «Диснея» уже был опыт работы с тёмным фэнтези в «Чёрном котле», а «Пиксар» открыт для жанровых экспериментов.

Мультфильм «Вперёд» умудряется стать нестандартным словом (для полнометражной цифровой анимации, рассчитанной на семейный просмотр) в жанре. Это городское фэнтези с персонажами высокого фэнтези: эльфы, тролли, феи, гоблины и кентавры. Остроумное и фантастическое допущение «Вперёд» заключается в том, чтобы свести старомодных сказочных персонажей в современном мире, вернее в мире человеческих 90-х, когда дети баловались с кассетными магнитофонами, а не смартфонами. Это сразу задаёт особый тон: что-то чуть более лёгкое и сказочное, чем «Зомбиллениум» и, как ни странно, более бытовое и реалистическое, чем «Монстры на каникулах».

Использование рас из высшего фэнтези неслучайно: раньше этот мир напоминал традиционную фэнтези-ролевую игру, поклонником которой является один из главных героев. Но потом научно-технический прогресс почти убил магию на корню: он значительно облегчил существование различных существ и дал понять, что совершенно необязательно осваивать какой-то трудоёмкий навык, если то же самое можно сделать всего лишь щелчком электроприбора. Потерянная магия в мире людей – уже штамп; потерянная магия в мире сказочных существ – уже что-то поинтереснее. И здорово, что лор этого мира лежит в основе главного сюжета, а не просто оказывается дополнительной информацией к сеттингу.

Погибший отец главных героев, эльфа Иэна и Барли, был магом. В современном мире это означает «странноватый фрик, хранитель древнего и ненужного знания». Поэтому никто всерьёз не воспринял его посмертный подарок на шестнадцатый день рождения Иэна – кроме его старшего брата Барли, который также производит впечатление неформала-чудилы с нелепыми активистскими взглядами. Однако этот подарок и прилагаемое к нему заклятие активируется в руках Иэна и совершает чудо. Правда, только наполовину. Остальную часть можно расколдовать только если найти специальный волшебный камень. Чем не приключенческий квест, в котором, по удачному стечению обстоятельств, так хорошо разбирается Барли?

Режиссёром «Вперёд» выступил Дэн Скэнлон, который прежде работал в «Пиксаре» сторибордером и аниматором, а в 2013-ом году выступил как режиссёр сиквела «Университета монстров». Его индивидуальный стиль заметен куда сильнее, чем даже у диснеевской Дженнифер Ли, также выступившей в 2013-ом году с крупным анимационным дебютом «Холодное сердце». Скэнлон сочетает реальные бытовые и психологические проблемы с фантастическим элементом, делая акцент на достоверности и психологической проработке фантастического сюжета («Корпорация монстров», например, была скорее сказкой, чем рассказом о реальной трудовой практике монстров, «Университет монстров» разрабатывает тему трудовой занятости сновидческих чудовищ куда глубже – и реалистичнее). Скэнлон не выходит за рамки пиксаровского стиля и сюжетостроения: его фильмы дружелюбны, проникнуты духом объединения, и в них замечательно проработан внутренний конфликт.

Несмотря на захватывающий внешний сюжет и невероятные приключения, «Вперёд» сконцентрирован на внутренних взаимоотношениях героев и в итоге приводит к восстановлению эмоционального контакта – как между ребятами и погибшим отцом, так и между самими братьями. Это, конечно, не новая история,  особенно для «Пиксара», который почти всегда говорит о семье, но это не делает «Верёд» хуже или вторичнее. Наоборот, хорошо, что студия, уже более двадцати лет снимающая мультфильмы про взаимоотношения в семье, сохраняет искренность посыла и пронзительность в отношениях между героями.

При этом «Вперёд» остаётся отличной адвенчурой и неплохой комедией. Наверное, не вполне реализованы все возможности сеттинга, но, с другой стороны, мир не довлеет над персонажами, не давит их историю и не выглядит слишком фоновым и сырым. Напротив, в нём удачно сочетаются как шутки про одичавших единорогов, похожих на бродячих собак, так и фэнтезийная эпичность финальной развязки, не кажущаяся для этого мира чем-то невероятным и неуместным.

Персонажи все как один обаятельны и приятны, хотя порой не лишены предсказуемости. Например, отчим главных героев вызывает чувство узнавания, которое в итоге мешает полностью проникнуться его образом, хотя он и забавен. Однако типажность главных героев таких проблем не вызывает: они, конечно, воплощают собой традиционный дуэт из аккуратиста-неврастеника и оптимистичного приключенца, но это сознательное использование фэнтезийных тропов. Несмотря на то, что фильм рассказывает о подростках, в нём довольно много возрастных персонажей, однако это вряд ли может помешать детям при просмотре: они все одновременно смешны и понятны, даже, несмотря на сказочный облик.

На одном из выступлений Дэн Скэнлон признался, что на создание мультфильма его вдохновила личная трагедия: потеря отца в детском возрасте. Кто-то из родственников подарил  аудиозапись с голосом его родителя, и в итоге Скэнлон решился на создание сценария о двух братьях, получивших подарок от покойного отца, о котором они почти ничего не помнят.

«Вперёд» не только смешной, остросюжетный и напряжённый, он ещё и очень вдохновенный. Многие мультфильмы пытаются быть мотивирующими и обнадёживающими, но мало кому удаётся сохранить искренность и душевность послания. «Вперёд», например, это удалось.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше