Как и у любого российского полнометражного рисованного мультфильма, история «Огонька-Огниво» поразительно неровная, но интересная. Её не делали двадцать лет, как «Гофманиаду» (срок в производстве действительно был впечатляющим, несравнимым с компьютерными российскими поделками), над ней не работал ни Бардин, ни Хржановский, однако это не помешало мультфильму ещё до премьеры стать умеренно нашумевшим. Умеренно – потому что российские родители, водящие в кинотеатр своих детей, не интересуются ничем, кроме богатырского цикла «Мельницы», тех самых компьютерных изделий, у которых всё хорошо с маркетингом. «Огонёк-Огниво» же популярен в основном в интернет-среде, которая для такого типа аудитории недоступна. Что уж говорить, на пресс-показе проекта присутствовало не более пятнадцати человек, среди которых был всего лишь один ребёнок… И это сказочная несправедливость, потому что «Огонёк-Огниво» может и не превосходит предшественников вроде «Карлика Носа», но уж точно держится с ними на одном уровне – уровне, которого российский анимационный полнометр достигает редко, если не брать в расчёт сугубо авторские проекты с рейтингом повыше.

«Огонёк-Огниво» заступает на территорию, которая почти не освоена российской анимацией. Его будет интересно смотреть и детям, и взрослым, но самая оптимальная для него аудитория – ребята от девяти до двенадцати лет, тот возраст, когда ребёнок уже достаточно сознателен, но всё ещё не стыдится смотреть мультфильмы «для детей». Все герои данной мультипликации достаточно взрослые, минимальный порог – восемнадцать лет (если не брать в расчёт пролог, где Огоньку и её друзьям примерно по одиннадцать). Но при этом это такое восемнадцатилетие, которое больше соответствует представлению мультфильмов «Disney» – то есть это условное сказочное неопределённое взросление. Вообще «Огонёк» довольно близко стоит к диснеевской эстетике, и речь не только о героях – экстравертной мечтательной девочке и интровертном парне со своей загадкой. «Огонёк» также использует животных сайдкиков, противопоставляет юношескую непосредственность косности толпы и обращается к диснеевским же типам конфликтов – вот есть непонимающий героя-подростка старший добродушный родственник мужского пола, вот есть однозначная злодейка в традиционной чёрно-красной гамме. Однако при этом «Огонёк» достаточно самобытен и оригинален, чтобы не становиться ещё одним wannabe-Disney. Фильм поднимает довольно много тем и проблем, и поначалу грамотно их распределяет между разными группами персонажей, но до конца выдерживает лишь некоторые из них, заставляя остальные зависать на середине, не доводя до логического завершения.

Эта проблема влияет в том числе на жанр мультфильма: для мультфильма нормально и даже хорошо быть полижанровым, если только каждый из затронутых им жанров доводится до конца. В случае же «Огонька-Огниво» такое происходит не очень аккуратно: комедия зачастую вымученная и связанная только с однообразным разрушительным слэпстиком, а от мюзикла в нём только три (довольно случайных) песни. Конечно, это можно списать на традицию советской анимации, которая тоже была скорее просто музыкальной, с двумя-тремя сонгами, а не полноценным мюзиклом. 

Впрочем, эти незначительные недостатки могут помешать только взрослому (и то не всякому), тогда как для детского и подросткового восприятия «Огонёк-Огниво» представляется вполне целостным и гармоничным. Вот что действительно немного портит впечатление от фильма, это поспешная анимация (особенно в начале фильма) и местами слишком динамичный монтаж. Это уместно смотрится в сценах беспорядков или если сознательно использовать приёмы монтажа аттракционов, но в драматических сценах (как минимум в прологе и кульминации) зритель может запутаться и не успеет обработать поступающую информацию. Плюс размашистая жестикуляция зачастую смотрится карикатурно особенно в тех сценах, где в этом нет необходимости.

Но в остальном «Огонёк-Огниво» – очень славный, красивый и трогательный фильм, над которым работали с большим старанием люди, которым не наплевать на результат своих трудов. По понятным причинам у «Огонька-Огниво» почти нет рекламы, но это совершенно несправедливо – потерять благодарных зрителей, которые могут не узнать о его существовании. Прошлогодний слив мультфильма в интернет может ещё сильнее навредить прокатной истории, поэтому очень важно о нём говорить и привлекать к нему внимание. Ведь на самом деле, не многим создателям детского контента есть дело до самих детей, и только единицы могут похвастаться достойным качеством, хорошим посланием и искренним уважением к своему зрителю. Всё это присутствует у «Огонька-Огнива» и пусть это не самая громкая премьера 2021 года, но она заслуживает внимания.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше