Ни для кого не секрет, что ежегодный просмотр новых «Трёх богатырей» уже давно превратился из национальной микротрадиции в остаточное, инертное явление, которое пережило не один кризис. И тем не менее, они всё равно остаются главным символом отечественной полнометражной анимации. Студия «Мельница» в последние годы, казалось, решила изменить репутационное положение вещей, выдав сразу несколько приятных сюрпризов в рамках нескончаемой франшизы: «Наследница престола» Константина Бронзита и «Конь на троне» дуэта Феоктистова и Шмидт вернулись к классическому сказочному антуражу, рассказали нестыдные истории и даже подарили вдоль и поперёк знакомой Киевской Руси какое-то развитие − новых героев и свежие арки для старых. Только вот шла «Мельница», похоже, всё это время по кругу.

«Богатыри», естественно, никогда не были по-настоящему аутентичными, но всегда напирали на колорит. Понятно, что бесконечно рассказывать о Руси-матушке − это своего рода ловушка сеттинга, из-за неизменности которого с каждым разом всё труднее придумывать новые истории, но ведь и если уйти оттуда, происходящее просто потеряет атмосферу, которой изначально зацепило своего зрителя. Именно поэтому каждый раз, когда авторы уводили свои сюжеты в совсем уж отдалённую фантастику, всё неизменно кончалось плачевным результатом. В новый фильм «Три богатыря и Пуп Земли» вернулся авторский состав предыдущего «Коня на престоле», но не в полном виде: в этот раз кресло постановщика единолично занял Константин Феоктистов, ветеран франшизы, проживший с ней почти все лучшие и худшие периоды. И с новой частью серия будто ступает в ту же яму, из которой пару лет назад только начала выбираться.

Даже если простить креативную вымученность мест действия, вроде Египта, Атлантиды местного разлива или, как в этот раз, каменного века, всё упирается в их реализацию на экране. Эти сеттинги на практике проработаны не то что на уровне голых концептов, но чистых архитипов, с помощью самого акреативного и простого представления заявленной эстетики. Отсюда и возникает контраст: пока мы наблюдаем за приключениями в Киевской Руси, мир вокруг наполнен знакомыми образами и обыгрываниями привычных штампов, а когда мы оттуда уходим, перед нами только эти штампы и остаются. В новом фильме даже древние виды животных безыдейно представлены перекрашенными версиями современных: то олень с красными рогами проскачет, то большой зелёный верблюд проплывёт.

Это всё − лишь попытки разобрать, что делает новых «Трёх богатырей» банально скучными и примитивными с развлекательной точки зрения, но с каким-то осмысленным содержанием здесь всё ещё хуже. Не так давно по франшизе анонсировали анимационный сериал, и решительно непонятно, что будет отличать его от фильмов, кроме хронометража: у новой картины, как у какого-нибудь рядового эпизода, вообще отсутствует всякое введение и экспозиция. С места в карьер картина прыгает с первой же сцены, не пытаясь задать героям хоть какой-то конфликт для дальнейшего развития, а миру вокруг − фактурности. Ближе к концу лента из ниоткуда в очередной для серии раз вспоминает о неуверенности Алёши, которую тут же побеждает, и это уже больше, чем получили остальные персонажи в качестве своих арок. Фрося, достаточно новая героиня и по совместительству лучший элемент предыдущей части «Богатырей», опрокидывает между делом задел для сюжетной линии про то, что князь уделяет ей недостаточно внимания, и это ни к чему не приводит, жёны главного трио просто беспорядочно носятся в поисках своих возлюбленных, Антип уже по привычке засматривается на корону, конь Юлий вообще перестал совершать осмысленные действия, заявленный в названии Пуп Земли невнятно появляется на экране всего несколько раз, так и не показав свои цели или природу, и среди всего этого глобально отсутствует хоть какая-то мораль или хотя бы последствия для будущих сюжетов. От этого фильма в будущем останется, если повезёт, какая-нибудь бестолковая отсылка, вроде танца коня из «Принцессы Египта» в новой части.

Но главное − лента банально не смешная. Привычное комичное взаимодействие между героями превратилось в гипертрофированную пародию на само себя: теперь мы должны смеяться не от остроумной буффонады, а от самого наличия затёртых личностных качеств у персонажей. Фильм «Три богатыря и Пуп Земли» − это, конечно, не нечто деструктивное, отчего надо держать детей подальше, но это безжизненная и страшно невыразительная жвачка от мира мультипликации. Жаль, что такая талантливая студия, как «Мельница», после нескольких правильных шагов снова сворачивает не туда. Некогда она осмеливалась на эксперименты, вроде «Крепости» 2015-го года, да и в наше время иногда выдаёт талантливые короткие метры, такие как «Он не может жить без космоса», которые позже претендуют на «Оскара». Но так или иначе, она уже давно стала жертвой собственного формата.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше