«Yesterday» Дэнни Бойла: all you need is love, или Beatless world
Ни с того ни с сего во всем мире на 10 секунд гаснет свет: для главного героя картины, музыканта-неудачника Джека (Химеш Патель), это происшествие оборачивается потерей двух зубов в результате столкновения его велика с автобусом, в то время как мир остается без «Битлз», кока-колы и «Гарри Поттера». Чудаковато-милые друзья Джека, включая best friend forever и личного менеджера в одном лице Элли (Лили Джеймс), выказывают неподдельное удивление, когда он, исполнив на новой гитаре бессмертную «Yesterday», утверждает, что песня авторства «Битлз»: «А это кто?». Убежденный в том, что приятели над ним просто издеваются, Джек обращается к гуглу, который в ответ на запрос «The Beatles» упрямо выдает разнообразные изображения жуков, что прогнозируемо шокирует молодого исполнителя, начинающего лихорадочно набирать в поисковике названия любимых групп — спасибо, что хоть Роллинги на месте. Теперь Джек — единственный на Земле (почти!), кто помнит хиты Ливерпульской четверки…
Дальнейшее развитие событий предсказать довольно нетрудно, что отнюдь не мешает насладиться просмотром этой легкой, ласковой, вихрем летящей вперед музыкальной любовной истории. Новая картина разносторонне одаренного британского мастера Дэнни Бойла — постановщика культового «Trainspotting», оскароносного «Миллионера из трущоб», блестящего спектакля «Франкенштейн» и даже летней Олимпиады в Лондоне — получилась близкой по интонации к творчеству «Битлз» — лучистой и нежной, как солнце, глядящее из-под мягких век облаков; стремительной и свободной, как ветер, разбивающий волны на тысячи осколков.
Нетривиальная завязка фильма помножена на банальную романтическую линию о влюбленных друг в друга закадычных друзьях: «Yesterday», пожалуй, одно из лучших современных воплощений этой фабулы в рамках ромкома наряду с «Одним днем» Лоне Шерфиг. Сценарий ленты, сочетающий оригинальность задумки и шаблонность ее реализации, замечательно хорош: шутки — смешны (— Чудес не бывает! — Еще как бывают! Бенедикт Камбербэтч стал секс-символом!), второстепенные персонажи — ярки (Роки — это любовь), и даже стереотипные кульминация, развязка и эпилог выглядят чрезвычайно мило. Впрочем, ничего удивительного: историю написал гуру романтической комедии Ричард Кёртис — автор «Реальной любви» и «About time» (отечественный вариант названия «Бойфренд из будущего» чудовищен), сценарист «Мистера Бина» и первых двух частей «Бриджит Джонс». Кёртис как никто другой умеет отображать любовь в сентиментально-восторженно-детских тонах и на славу смешить зрителя.
Ради справедливости стоит отметить, что замысел картины, принадлежащий писателю и документалисту Джеку Барту, необычен, но не нов: в 2006 году вышел фильм французского режиссера Лорана Тюэля «Жан-Филипп» (Jean-Philippe), в котором преданный фанат Джонни Холлидея оказался в мире, где исполнителя никогда не существовало. Еще одна неминуемо возникающая ассоциация — картина Джули Тэймор «Через Вселенную» (Across the Universe, 2007) с Эван Рейчел Вуд и Джимом Стёрджессом, разыгрывающими историю любви на фоне социально-политических катаклизмов конца 60-х и поющими изрядно переиначенные песни «Битлз».
В отличие от вышеуказанной ленты, каверы, звучащие в «Yesterday», исключительно деликатны: английский актер индийского происхождения Химеш Патель (нет, он не брат Дева Пателя) исполняет хиты «Битлз» мягко и аккуратно, не заигрываясь радикальными интерпретациями. Можно смело предположить, что саундтрек придется по душе как влюбленным в Джона, Пола, Джорджа и Ринго, так и тем, кто к ним равнодушен (такое бывает?). Создатели фильма, разумеется, относятся к первым: «Большую часть своей карьеры я пытаюсь заставить людей почувствовать что-то хотя бы отдаленно напоминающее то, что испытывал я, когда слушал «The Beatles»», — отметил в одном из интервью Ричард Кёртис. Словами эти ощущения действительно не опишешь: эйфория, ностальгия, истина, страсть, — «Битлз» у каждого свои, и повествующее образами кино способно куда лучше передать негасимый внутренний свет их музыки: например, посредством обращения к простой и красивой истории о настоящей любви.
Неоднократно отмеченная выше прямолинейность развития действия сглаживается броскими режиссерскими ходами: например, сцена, в которой Джек мучительно вспоминает слова «Eleanor Rigby», и его мыслительный процесс буквально разыгрывается актерами на наших глазах; или эпизод, когда главный герой словно наблюдает за бешеным ростом своей популярности на огромном экране-стене. Конечно, можно рассуждать о том, что, если бы «Битлз» не существовало, современная музыка была бы совсем другой: и картина на эту тему могла бы получиться небезынтересной. Другое дело, что авторов вопросы музыкальной индустрии волнуют постольку-поскольку: они подтрунивают над гламурным миром шоу-бизнеса, в котором всё на продажу: главное, чтобы костюмчик сидел, обложка альбома поражала концептуальностью, да и фраз непонятного происхождения вроде «Hey Jude» лучше избегать — куда лучше спеть просто «Hey dude». Примечательно, что заменить строчку в композиции предлагает Эд Ширан, премило и иронично играющий себя, оказавшегося в тени новой звезды. К слову, актерские работы «Yesterday» на редкость симпатичны: Химеш Патель органичен в образе робкого и нерешительного Джека, выбирающего между незаслуженной популярностью и искренним чувством; Лили Джеймс прелестна в роли забавно-славной Элли, по уши влюбленной в лучшего друга.
«All you need is love» — безусловно, «Yesterday» именно об этом, а еще том, что «of all these friends and lovers there is no one compares with you», и о том, что «long and winding road» приведет «to your door», только если сделать решительный шаг навстречу любви. Как говорил профессор Дамблдор, «Счастье можно найти даже в тёмные времена, если не забывать обращаться к свету». Пока мы живем в мире, в котором есть любовь, «Битлз», кока-кола и «Гарри Поттер», всё не так уж плохо.