Фильмография Шекхара Капура больше всего напоминает обеденный стол, наполненный блюдами, которые готовили разные люди без чёткого понимания общей картины обеда. Про него практически невозможно получить общее впечатление: интонационно, жанрово и эстетически его мотает из крайности в крайность. Это человек, снявший тяжёлый социальный байопик про индийскую преступность («Королева бандитов»), нежный лиричный каммершпиле с белокожим кастом (новелла из «Нью-Йорк, я люблю тебя»), масштабный исторический оскароносный байопик «Елизавета», болливудскую криминальную драму и раздолбайский сериал про модного, стильного, молодёжного Шекспира («Уилл»). Шекхар Капур не ограничивает себя жанрами и чувствует себя в них органично: это отчасти ограничивает его творческий потенциал, поскольку он максимально строго придерживается условных жанровых конвенций – и в фильме «При чём тут любовь» это ОЧЕНЬ заметно. Но это, с другой стороны, делает его специалистом практически во всём. Осталось только освоить жанр ужасов и научной фантастики – тем более что городское фэнтези у него в фильмографии есть.
Фильм «При чём тут любовь» настолько дистиллированный ромком, что это было бы даже смешно, не будь у фильма своих специфических особенностей, делающих его в своём роде уникальным. Это далеко не первая комедия о договорных браках (таковые снимались даже в России, но, конечно, никто не сравнится в количестве фильмов на эту тему с Индией), однако это редкий пример картины, которая вскрывает прагматику этого явления. Никто обычно не анализирует договорные браки: они либо условная опасность, стоящая на пути истинной любви, либо анахронизм, вредный и опасный для общества в целом и невинных душ в частности. «При чём тут любовь» лишена критической беспощадности Стивена Спилберга в «Цветах лиловых полей»: её задача – показать, как это происходит у мусульманских семей в современности, со всеми проблемами… и отдельными неплохими достоинствами.
Это очень интересный подход к проблеме – тем более оправданный тем, что режиссёр сам родом из Пакистана и явно понимает, что он показывает. При том, что главные герои, разумеется, сходятся вопреки этой традиции, он отображает взгляд, нетипичный для кинематографа, представляющего в основном позицию левых белокожих христиан. Договорные браки безусловно анахронизм, и герои находят свою любовь вопреки этому, но Капур не пытается осуждать людей, прибегающих к такой форме построения отношений: он смотрит на это как на наследственную традицию, у которой есть свои достоинства. Такая точка зрения поразительна, если зритель не придерживается консервативных взглядов на брак (и, скорее всего, не принадлежит мусульманству), но фильм «При чём тут любовь?» поражает адекватным и не токсическим взглядом на быт современной пакистанской семьи.
Хотя всё же очень заметно, что Шекхар Капур (значительно больше, чем сценаристка Джемайма Кхан) принадлежит скорее европейской традиции и сильно эстетизирует культуру и окружение героев. Это как раз и есть часть жанровой условности ромкома: его декорации зачастую сказочные, переносящие героиню из серой реальности в место, мало напоминающее реальное – даже если это шелтер для бездомных и неимущих. Как и сам Пакистан, так и мусульманские традиции семьи, для которой они должны быть вообще-то привычными и естественными, романтизируются и приобретают эскапистский оттенок – и это слабо вяжется с попыткой рассказать о реальных условиях договорных браков в современности. Это, а ещё типовые сюжетные повороты, набор персонажей и их роли в сюжете в итоге сводят сложную романтическую историю с интересной завязкой к простому развлечению, вызывающим серотонин механическими приёмами и невзрачной вылизанностью каждого кадра.
Полностью соответствует жанру ромкома и освещение (почти всегда мягкое, подчёркивающая актёрские портреты – если, конечно, не брать в расчёт яркие секвенции с множеством источников света во время национальных праздников), и монтаж, и музыка. Не то чтобы они были плохи, просто ничто из этого не выбивается из стандартных ожиданий от жанра, хоть бы и в хорошую сторону. Можно похвалить художницу по костюмам Кэролайн МакКолл и сразу двух художников по декорациям, Энни Гилхули и Сара Уиттл, но и в этом случае перед ними не стояло интересных амбициозных задач – хотя при этом их работа вполне компетентна.
Фильм «При чём тут любовь?» мог бы заслужить куда больше внимания своей интересной темой и пунктирно намеченной душевностью, если бы Шекхар Капур не поставил перед собой задачу создать образцовый ромком и не сузил для самого себя возможности темы – хоть бы и романтические. Проблема не в жанре как таковом, а в очень узком его понимании; тут даже есть стереотипные работодатели героини – источники вымученных шуток про кинобизнес. Это было бы смешно, если бы по итогу картина не соответствовала идеалам вот этих вот ходульных карикатур: это явно не прочувствованное исследование талантливой документалистки, а легко продаваемая в День Святого Валентина сиропная каша для мусульманских пар и семей. Зато местами красивенько, это правда.