Фильм «Рецепт любви» – это гастрономическая мелодрама, завоевавшая на 76-м Каннском кинофестивале приз за лучшую режиссуру. Режиссёр картины, этнический вьетнамец Чан Ань Хунг, известен фильмом «Норвежский лес», а также своей дебютной победой на Каннском кинофестивале с лентой «Аромат зелёной папайи». Новая картина Чан Ань Хунга «Рецепт любви» снята по мотивам романа Марселя Руффа и представляет из себя тонкую работу о невыразимом и абстрактном, пробуждающую синестетическое восприятие языка кино.

Действие ленты происходит во Франции конца XIX века. Это история любви двух гурманов, которые свои чувства выражает через еду. К кулинарии же они оба относятся как к искусству. Доден, хозяин поместья, влюблён в свою кухарку Эжени. Несмотря на взаимность их чувств, Эжени отказывается выходить замуж за Додена, и главному герою приходится завоёвывать её сердце. Однако, фильм не получил бы приз в Каннах за режиссуру, если бы суть фильма сводилась только к этому.

Фильм «Рецепт любви» – это удачный перевод на киноязык сложных чувств и концепций. Кино построено не на сюжете, а на ощущениях, часто гастрономических. Синтез любви, еды и искусства как главная идея картины – это невероятно трудная и субтильная задумка, с которой Чан Ань Хунг справился блестяще. Центральная доминантна кино – это пища: еда как искусство, еда как язык любви и любовь к кулинарии. Известно, что на съёмках обычно используется искусственная снедь, макеты, но в «Рецепте любви» все продукты настоящие. Крупным планом явства показаны во всём богатстве их фактур, консистенции и текстур. Для создания картины в качестве консультанта был приглашен один из лучших поваров, Пьер Ганьер. Под его чутким руководством еда эстетизировалась от момента приготовления и до подачи на стол. Интересно, что в фильме нет музыки, её заменяют звуки приготовления пищи: шкворчание, хруст, шелест, плеск. Из-за этого во время просмотра чувствуются ароматы и вкусы, а любовь главных героев материализуется посредством искусных блюд.

Любовную линию, лёгкую и ироничную в начале картины, глубокую и трагичную в конце, воплотили актриса Жюльет Бинош («Три цвета: синий», «Шоколад», «Английский пациент») и актёр Бенуа Мажимель («Пианистка», «Странные сады»). Оба артиста снискали престижные награды (премия «Оскар» у Жюльет Бинош и «Сезар» у Бенуа Мажимель) и, что интересно, сами они за рамками кино некоторое время были парой. Их отношения в ленте, сложные и неоднозначные, несмотря на зрелый возраст героев и долгое сожительство, проникнуто живым интересом и страстью. Завораживающая игра Жюльет Бинош держит в напряжении и очаровывает, оставляя неразгаданной её мотивацию. Бенуа Мажимель в свои 49 лет привносит в связь персонажей трепет первой влюблённости. Сложный внутренний конфликт героев, как подводное течение, имплицитно обозначается и разрешается во время кулинарных изысков, которыми одержимы оба.

Искусством создания вкусной еды проникнут каждый кадр. Художники картины Тома Бакени («Брат и сестра», «Внебрачные связи») и Чан Ну Йен Кхе («Норвежский лес», «Вечность») детально проработали каждый элемент так, что плиты, посуда и мебель воплощают эпоху и делают атмосферу насыщенной и в то же время лёгкой, воздушной. В качестве локации для съёмок был выбран Анжерский замок, в его скромной просторной и чистой кухне с деревянным убранством, медной и чугунной посудой происходит таинство приготовления пищи. Подача блюд осуществляется в роскошной сверкающей столовой, с переливающимися хрусталём люстр и золотом канделябров. В каждом кадре – воздух, пар, блеск и свет, мастерски зафиксированные оператором-постановщиком Джонатаном Рикебургом («Уховёртка»).  

Русское название «Рецепт любви» далёко от оригинального «La passion de Dodin Bouffant». Если переводить дословно, то кино именовалось бы как «Страсть Додена Буффана». Эта страсть к любимой женщине и кулинарии представлена оригинально, эстетично и максимально убедительно. Как ни иронично, но именно режиссёр этнический вьетнамец впервые снял полнометражный фильм, восхваляющий лучшую в мире французскую кухню, объединив её с незаурядной любовной историей и воплотив перед зрителями запахи и вкусы. Лента понравится тем, кто идёт в кино не для остросюжетных историй или клишированных ромкомов, а для тех, кто сытно подкрепившись перед сеансом, будет готов окунуться в воздушную светлую атмосферу неторопливого искреннего кино о любви, страсти и одержимости двух гурманов.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше