«…Салфеткою спеленутую чинно, несут вдову Клико, согретую в руках», — строки П.А. Вяземского, знаменитого поэта и близкого друга А.С. Пушкина, послужили бы отличным эпиграфом к картине Томаса Нэппера. «Вдова Клико», а лента в оригинале называется именно так (Widow Clicquot, 2023), — и захватывающий рассказ о становлении всемирно известного бренда шампанского, и вдохновляющая история успеха, и нежный фильм о любви. Last but not least, фильм «Мадам Клико» — эстетичный байопик о волевой женщине, и в этом смысле картина вызывает ворох бесчисленных ассоциаций в диапазоне от «Фриды» (Frida, 2002), «Жизни в розовом цвете» (La Môme, 2007) и «Коко до Шанель» (Coco avant Chanel, 2009) до «Железной леди» (The Iron Lady, 2011), «Джой» (Joy, 2015) и «Джуди» (Judy, 2019).

Хейли Беннетт прекрасна в роли Барб-Николь Клико-Понсарден — безутешной вдовы, дерзкой безнесвумен, ласковой матери, пылкой любовницы. Естественная, мягкая, сдержанная красота актрисы завораживает, а её тонкая игра не даёт усомниться ни в одной эмоции. Мы любуемся хрупкой и храброй Барб-Николь вместе с оператором Каролин Шампетье, плетущей кружева света и тени в декорациях французских виноградников божественной красоты. Съёмки картины в основном проходили в Бургундии, в историческом Шато де Берю, а финальные сцены были сняты в Реймсе — сердце Шампани.

В основу сценария авторства Эрин Дигнам и Кристофера Монгера лёг бестселлер американо-канадской писательницы и историка культуры Тилар Маццео. Барб-Николь проходит классический путь героя, всё время оглядываясь назад: настоящее соседствует с прошлым в изящных и тревожных монтажных переходах. Мы вместе с героиней то и дело мысленно возвращаемся к её покойному супругу Франсуа (Том Стёрридж) — почитателю Вольтера, романтику и мечтателю, больше, чем невозможно, любившему свою красавицу-жену. Успех Барб-Николь рождается из трагедии бесконечной любви. В брызгах шампанского искрится улыбка Франсуа, улыбка любви — дивной, небесной, отчаянной, хрустальной и несокрушимой. 

«Всё начинается с любви: мечта и страх, вино и порох. Трагедия, тоска и подвиг — все начинается с любви…» (Строки из стихотворения Роберта Рождественского.)

Да, вино тоже. Хотя вина в картине Томаса Нэппера преступно мало — вроде бы бокал в каждом кадре, а деталей не хватило: про ремюаж (составная часть классического метода производства игристых вин. Разработан мадам Клико) вскользь рассказали, а сабраж (от французского sabrе, то есть «сабля», открывание бутылки шампанского ударом сабли) не показали. Может быть, поэтому фильм увлекательный, но не пьянящий — авторы будто слишком тщательно составляли купаж, и напиток получился замечательным, но в меру — без пряности, без магии. Впрочем, недостаток вина с лихвой компенсирован избытком мужской красоты, и в этом ракурсе «Мадам Клико» поистине женское кино. Буквально каждый мужской персонаж — услада для девичьих глаз: чего только стоит предприимчивый торговец Луи Бон в исполнении Сэма Райли. Перед обаянием Луи страстная Барб-Николь предсказуемо не устоит, но на предложение руки и сердца ответит категоричным «нет», навсегда оставшись в истории и сердцах любителей игристого величавой вдовой Клико.

Фильм «Вдова Клико» — сказочно красивое, чуткое, но холодноватое и прямолинейное кино о победе над обстоятельствами и конкурентами, силе духа и любви, храбрости быть собой и идти своим путём. «Ты – женщина, и этим ты права» (строка из стихотворения Валерия Брюсова), — утверждают создатели фильма, при этом напоминая, что за каждой великой женщиной стоит великое чувство. Всё начинается с любви.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше