В самый пик всеобщего весеннего оживления на экраны выходит фильм «Сказки Гофмана», лёгкая светлая комедия, которая восполнит недостаток солнца за окном и доброты в жизни.
Неловкая Надежда Страхова, скрывавшаяся в тени своей неуверенности всю жизнь, внезапно оказывается на съёмочной площадке благодаря исключительно фотогеничным кистям. Открыв красоту своих собственных рук, она заново знакомится и с окружающим миром и с самой собой.
Определяющим фактором для формирования тона картины, несомненно, оказался преимущественно женский авторский состав: Тина Баркалая, выступила, как драматург и режиссёр, а Екатерина Филиппова в роли продюсера. В фильме раскрываются взаимоотношения супругов, и присутствует критика патриархальных норм, не резкая, но ёмкая. Главная героиня ни в коем случае не ярая активистка и не борец за женские права, открытое противостояние ей чуждо, напротив, она исключительна в своей мягкости и эмпатичности, именно смирение становится её щитом, защищающем от предубеждений окружающих. Трейлер обманчиво заостряет внимание на любовном треугольнике, но это оказывается лишь оболочкой, под которой скрывается тема поиска новых смыслов. В комедии действительно много любви, и Надежда, несомненно, её обретает в счастливом финале, но она направлена не столько к конкретному человеку, сколько ко всему миру, к своему делу и, конечно, к самой себе. Подобный завершающий акцент на личности героини, абстрагированный от мужской оценки и есть проявление ненавязчивой женской оптики создательниц.
Безупречный актёрский состав позволяет реализовать мельчайшие психологические нюансы, заложенные в драматургию фильма. Екатерина Вилкова воплощение кротости и мечтательности, её героиня, подобно предмету интерьера, легко сливается с каждой локацией, однако также естественно выделяется на фоне однотипных горожан. Полной противоположностью Надежды и, пожалуй, самым слабым местом картины, оказывается её киносупруг Виталик, в исполнении Максима Стоянова. При всей сказочности и сюрреалистичности происходящего, он вышел чересчур карикатурным, слишком явным злодеем, и это очевидно настолько, что игнорирование подобного факта главной героиней дискриминирует её. Благо, сценарий позволяет Стоянову показать свои способности; в сцене выяснения отношений на кухне оба актёра выдают бесподобную игру, благодаря которой практически забывается, что большую часть хронометража его герой не сильно, но раздражает. Приятным актёрским бонусом фильма становится Евгений Цыганов. Небольшой ролью он добавляет душевности и комедии, каждую сцену с ним хочется продлить, но именно их краткость и редкость позволяют насладиться его исполнением в полной мере.
Несомненно, это кино ожило благодаря работе оператора и художника – постановщика. Практически каждый кадр, особенно в локациях библиотеки и квартир, хочется поставить на паузу и пристально изучать. Много образов и метафор спрятано в визуальной материи повествования, а особенные акценты на реквизите позволили кульминации так поэтично закольцеваться с экспозицией.
Ни трейлер, ни синопсис не готовят к совершенно невинному и оригинальному наполнению самого фильма. Именно исключительная светлость и человечность комедии выделяют ее из бесконечного потока пошлых однотипных представителей данного жанра. Картина погружает зрителей в более оптимистичную, по сравнению с нашей, реальность, в которой жёлто-коричневые оттенки заменяют все остальные цвета. Для тех, кому совершенно необходимо вдохновение в этот весенний сезон, фильм «Сказки Гофмана» его обеспечит.
АВТОР КРИВЕНКОВА ТАМАРА