Приуроченная к 85-летию существования отечественного вида самообороны, на российские экраны выходит спортивная драма «Легенда о самбо», рассказывающая об истоках его создания.  

Бывший участник русско-японской войны Спиридонов (Дмитрий Павленко) разрабатывает уникальные методики самозащиты для практического применения в бою. Против своей воли, он вынужден готовить команду к национальным соревнованиям. Его соперником, претендующим на роль лидера молодых спортсменов, оказывается последователь японской культуры Ощепков (Вольфганг Черни). Ярая преданность делу делает из них врагов, но впоследствии именно их противостояние послужит рождению нового вида самообороны – самбо.

Сюжет фильма «Легенда о самбо» не только сталкивает двух героев, но и две противоположные по содержанию философии: яростного сопротивления и безусловного принятия обстоятельств. Готовый на уступки ради собственной выгоды, Спиридонов не осознаёт реальную угрозу такого образа жизни до тех пор, пока обстоятельства не знакомят с его принципиальным конкурентом. Ощепков, в отличие от него, свободен от людских законов, но твёрдо придерживается собственной правды. Неспешно, но последовательно их вражда перерастает в глубокое взаимопонимание, что меняет и самих героев, и их учеников.

Игра на контрастах выражается и на драматургическом уровне, и на визуальном. Строгость и агрессивность внешнего облика Спиридонова противопоставляется свободному и удобному стилю Ощепкова. Цветовая гамма картины, где тёмные и холодные тона, связанные с советским служащим, резко контрастируют с тёплой и светлой палитрой, окружающей сенсея. Подчёркнутый ракурсами и светом геометризм в архитектуре является метафорой советской идеологии, отторгающей любое внесистемное мнение, а также выступает визуальной антитезой лёгкости прихрамовых развалин из флешбеков Ощепкова, символизирующей идею принятия человеком своей незначительности.

Статичные мизансцены, световые акценты, художественные решения по костюмам и декорациям передают не столько реальную атмосферу 30-х годов, сколько легендарность происходящего. На то она и «Легенда» − авторы признают частичный вымысел и напускную возвышенность событий. Картину можно считать полуправдой, рассказанной не с целью обмануть, а с целью заинтересовать историей возникновения необычного вида спорта. Как и сама идеология самбо, весь фильм пронизан уважением к культуре Японии; далекий экзотичный мир азиатской страны для советского гражданина непонятен и нереален, и вообразить, что именно его философия прижилась в отечественном спорте почти невозможно, однако, правдивость этого факта интригует еще сильнее.

Игра актёров особенно хороша на бездиалоговых и боевых сценах. Дуэт Черни и Павленко выходит динамичным и искренним, а Антон Вохмин, в роли наследника знаний о новоизобретённом самбо, непринужденно и легко передаёт собирательный образ молодежи 30-х годов: мечтающей о лучшей жизни и готовой за неё бороться. Однако от отличного исполнения отвлекает неестественная постановка мизансцен. В кадре слишком сильно чувствуется рука режиссёра, видна дотошная заученность движений и реплик из-за чего практически осязаема неловкость исполнителей ролей. Также бросается в глаза дубляж австрийца Вольфганга Черни; несовпадения речи и движения губ создают эффект «зловещей долины», когда присутствует ясная осознанность чего-то инородного.

Режиссёр Андрей Богатырёв уже не впервые переносит на экран советский антураж. Второй полный метр ясно показывает насколько Богатырёву интересна эстетика раннего СССР, и в этот раз выбор пал на мирное время (в отличие от его дебютной картины «Красный призрак»), а история строится не на разрушении, а на созидании. «Мы пытались сделать фильм о людях, которые создали самбо…» − отмечает режиссёр, акцентируя внимание на том, что сюжет, завязанный на создании основополагающих методик этого вида самозащиты, лишь предлог для того, чтобы рассказать историю о человеческих судьбах в переломный момент истории. Содержание фильма «Легенда о самбо» мало чем отличается от своих успешных предшественников вроде «Движения вверх» или «Легенды №17», но простота и элементы реализма неизменно подкупают зрителя. И если незамысловатые вдохновляющие “легенды” вам ещё не надоели, стоит дать фильму шанс.

АВТОР ТАМАРА КРИВЕНКОВА

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше