Фильм «Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца» – очень странный предмет. Сюжетно это клон шведской картины «Впусти меня», название – часть современной анимешной тенденции, стилистически хочет походить на «Реальных упырей», а страна происхождения этого безумного китча, конечно же, Канада. Кто же ещё снимает artsy-movie с французским шиком, но с сюжетом, доступным для массовой аудитории? Но обо всём по порядку.
Это не просто режиссёрский дебют – это заявление, вход в мир кинематографа, толкая дверь с ноги. Фильм «Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца» только кажется камерным и состоящим из ограниченного набора локаций в рамках одного города: это попытка соединить разностилевые и межжанровые конвенции, спаять вместе макабрический ужас «Впусти меня», подростковую романтику «Сумерек» и искромётное раздолбайство «Реальных упырей». Это не просто поле для референсов: основная задача «Вампирши-гуманистки» не только рассказать нежную историю любви, но и показать пародию-переосмысление, которая бы иначе расставляла акценты, брала всё хорошее, а всё сомнительное заменяла бы своим.
К сожалению, маленькая чувственная поэма об одиноких душах превращается в инди-драмеди про секс. Ну точнее про инаковость, про то, как выбивающиеся из общества подростки находят друг друга, про социализацию через взаимодействие… хотя это про секс. И про всё остальное, конечно, тоже, ведь всех прочих сюжетных элементов вполне достаточно. Однако сложно проигнорировать розовато подсвеченных подростков, которые трепещут губами и ресницами, спрашивая друг друга «поставить ли музыку» или «закрыть глаза» и ждут конца, который может их расстроить, а может оказаться самым волнующим переживанием в жизни. Фильм можно было бы похвалить за то, что чувственность, подразумевавшаяся в «Сумерках», выведена из подтекста и показана с брутальной ясностью, но его проблема в том, что он всё равно пытается казаться тайной. Все эти вздохи, неловкие дети, зубы как феномен полового созревания, сексуально активная сестра-вампирша, с которой девочка-подросток невольно себя сравнивает; это всё как будто только намекает на суть, хотя на самом деле светится неоновым блеском, а ещё порой мигает, потому что мысль в повествовании иногда путается и выводит историю в морально сомнительную сторону (даже в рамках фильма о вампирах).
Лучшая часть «Вампирши», несомненно, кастинг. В первую очередь это заслуга Таньи Араны – женщины, которая ответственна за великолепный актёрский состав «Милашек». Джоанна Тайтли немного менее уверенная в вопросах профессиональной компетенции фигура, однако у неё на счету фильмы «Дни минувшего будущего» и «За гранью». Они провели добросовестную работу и подобрали свежие и интересные лица – в особенности это касается выбора на главную роль, вампирши Саши. То, что очаровательному Феликсу-Антуану Бенару приходится играть с одним лицом на весь фильм – так это не их беда, и не актёра тоже.
Режиссёр Ариан Луи-Сейз раз за разом принимает неверные решения почти на каждом этапе работы. Надо придать комедийное звучание существованию вампиров? Сделаем каждую шутку без панчлайна, и они повиснут между сценами, ненужные и растянутые. Есть отличный специалист по каскадёрским съёмкам, Тайлер Холл, может быть задействовать его шире? Нет, достаточно использовать плохие VFX-эффекты вместо того, что могли бы сделать практические эффекты и хорошие каскадёры. Если обрезать каждый ненужный длительный монтажный план, то получится два фильма минут по сорок пять: один событийный, другой с людьми, шатающимися вдоль кадра от точки А до точки Б. Как можно было бы грамотно использовать своего оператора Шона Павлина, человека, специализирующегося на сдержанной стилевой и броской картинке? К счастью, в его случае работа проведена впечатляющая. Действительно расстраивает длительность планов: они просто не нужны в таком количестве и портят то, что могло бы казаться живым и энергичным.
Положа руку на сердце, «Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца» не худший фильм и даже не плохой. Это дебют, и для дебюта в нём много находчивого, интересного и смелого. К сожалению, заявить этот дебют может куда больше, чем реализовать.