Кантен (или Квентин, на английский манер) Дюпьё – один из тех режиссёров, у которых собирается сравнительно небольшая, но очень преданная фанбаза. Он снимает кино на грани эксплуатационности, прямо отдавая должное низкобюджетным трогательным B-movie, при этом сохраняя неповторимый стиль и тонкий вкус. «Жвалы», наименее странная из работ Дюпьё, ближе всех подходит к стандартам коммерческого кино, не теряя, однако, в уникальности и выразительности. При том, что возможность потерять либо вкус, либо индивидуальность была велика: полукриминальные комедии про придурков – жанр специфический, в котором слишком просто оплошать. Не рассчитав долю комедийности и условности происходящего, слишком сильно поддаться жанровым клише, несмешно шутить – пространства для плохого маневрирования крайне много.
И, тем не менее, «Жвалы» – одна из самых смешных комедий 2020-го года. На сей раз фантастическим макгаффином оказывается не рукотворный предмет с внезапно открывшейся душой, а живое существо. Впрочем, всё равно остающимся объектом, а не субъектом комедийных обстоятельств: у гигантской мухи Доминик личности меньше, чем у куртки-эгоманьяка из «Оленьей кожи» или маниакальной шины. В основном юмор строится даже не вокруг неё, а из столкновения главных героев, Ману и Жан-Габа, с миром. И становится понятно, что комедия и те ужасы, которые снимает Кантен Дюпьё, очень родственны друг другу, поскольку люди постоянно сталкиваются с враждебными им предметами, столкновение с которыми чревато гибелью. Однако герои «Жвал» проявляют гораздо больше личности, чем персонажи иных работ Дюпьё, и даже весьма обаятельны. Не настолько, чтобы забыть об их наивных мошеннических махинациях и жажде халявы, но достаточно, чтобы за ними было интересно наблюдать.
«Жвалы» вообще делают большую ставку на актёрское взаимодействие. Тут довольно много персонажей, от которых зависит сюжет, и каждый из них обладает какой-никакой индивидуальностью. Был страх, что режиссёр, обычно полагающийся больше на ритм повествования и специфический сценарий, не справится с работой, почти целиком построенной на актёрском взаимодействии, но ничего подобного не произошло. Грегуар Людиг и Давид Марсе создают отличный дуэт довольно обаятельных персонажей, одинаково трогательных и жуликоватых. Адель Экзаркопулос, игравшая главную роль в «Жизни Адели», настоящее золото фильма. Изобразить по сюжету раздражающего персонажа так, чтобы при этом соблюсти меру и не превратить роль в портящее просмотр бельмо – сложно, и Адель с этой задачей великолепно справилась.
Хотя в «Жвалах» показан беспрецедентный уровень работы Кантена Дюпьё с актёрами, фильм всё же не забывает про своё главное фантастическое допущение. Обычно эффекты в картинах Дюпьё прикладные, тут же гигантская муха сделана на компьютере – и она радует достойным качеством анимации. Обычно 3D-модели в низкобюджетных авторских фильмах выглядят неубедительно, но тут даже порой возникает мысль, что актёры взаимодействуют с аниматроником – настолько хорошо муха вписана в окружающий её мир.
Я старательно обходила вопрос о сценарии не потому, что он плох или хуже обычного уровня Кантена Дюпьё; наоборот, в занимательности и захвате внимания зрителя «Жвалы» работают очень хорошо. Но дело в том, что даже тут, в самом коммерчески ориентированном сценарии Дюпьё проявляется свойственная ему сдержанность. Да, герои почти постоянно сталкиваются с какими-то препятствиями и находят изобретательные способы из них выкарабкаться, но ритмически действие воспринимается одномерно – без передышек или ускорения действия. Он, если можно выразиться, идёт на одной интонации, и это не плохо – просто Кантен Дюпьё так пишет. И так снимает, конечно.
«Жвалы» прекрасно встраиваются в фильмографию Дюпьё и при этом дают ему новый толчок. Он и раньше снимал довольно комедийные фильмы – «Шину» без смеха смотреть невозможно, и это уже заложено в её генезисе, но «Жвалы» отличаются от прежних работ большей жанровой чистотой. Они практически не ориентируются на B-movie и выходят в пространство летних комедий – жанру очень опасному и непредсказуемому (по уровню качества фильмов), но в лучших работах способному подарить искреннее наслаждение. И, наверное, хорошо, что премьера состоится именно летом, а не зимой, когда так высока потребность в лёгких и легкомысленных картинах. Бж-ж-ж-ж.