Уже довольно длительное время в российском прокате не было выдающихся итальянских фильмов. Какое-то время снобы могли ходить на перепоказы Паоло Соррентино в кинотеатр «Соловей», а вот ничего более актуального на экраны зачастую просто не выходило. Или выходило, но из того, что и внутреннего рынка не заслуживает, не то что мирового экспорта.

Это совершенно не значит, что в Италии нет хороших фильмов! Просто ситуация сложилась примерно тем же образом, что и в российском кино: те картины, которые не просто эксплуатируют жанры, но и являются произведением искусства, не получают должного распространения, и до мирового проката не доходят. В лучшем случае такие картины колесят по фестивалям. И для некоторых такая перспектива может быть спасительной, но на практике минимальный процент «фестивальных фильмов» реально получают мировой прокат. Ситуация усугубляется ещё странными решениями российской прокатной системы, и поэтому фильм «Отчаянные мстители» невероятно нуждается в зрительском внимании: вдруг кто-то решит не допустить озорную пародийную картину про Вторую Мировую войну и цирк уродцев (ещё и рейтинга 18+) до российских кинотеатров.

Потому что, с одной стороны, в «Отчаянных мстителях» полно вещей, которые могут напугать неподготовленного зрителя или зрителя, консервативного в своих взглядах. Но именно эти черты и делают фильм таким ярким и интересным.

Перво-наперво стоит проговорить, что Вторая Мировая показана героической войной лишь отчасти: в неё закладывается миротворческое послание, призывающее восставать против любой формы тоталитаризма – но вообще-то не это находится в фокусе внимания. Фильм «Отчаянные мстители» – трэш, ничуть не стесняющийся своей непосредственной бесстыдности. Он легко жонглирует грустными печальными сценами с несчастной еврейской девочкой и разудалой демонстрацией гедонизма поступивших в нацистский цирк главных героев. Или, например, чередование брутальной до карикатурности отваги партизан-калек и неспешных инстроспективных сцен воспоминаний, а также анахроничных видений главного антагониста и мясного (очень мясного!) финального экшена. Фильм «Отчаянные мстители» выжимает из совмещения имперской нацистской эстетики и эстетики цирка уродцев тот максимум, который можно показать, не становясь фильмом категории Б (хотя при этом эксплуатируя все его приёмы и достижения). Он трогательный и нежный, при этом бунтарский и боевитый, и заодно ещё раздолбайский и несерьёзный. Эти стороны сложно сочетать вместе, и было бы несправедливо говорить, что они получились равноценно сильными, но они всё равно отлично дополняют друг друга, не давая фильму становиться слишком мелодраматическим или слишком буффонно-пародийным.

Картина пользуется рейтингом 18+ на все сто процентов! Его получают не так много фильмов, и большая часть из них достаточно сдержанна в демонстрации секса и насилия, но «Отчаянные мстители» не особенно церемонятся со зрителем. Фильму свойственно определённое дурновкусие, но это естественная и органичная часть темы цирка уродцев: она в принципе шокирующая и нарушающая табу, касающихся сексуальных перверсий, физических отклонений и насилия. По иронии, всё это касается и темы фашистского декаданса, монументального пафоса и упадка Третьего Рейха; поэтому всё это смотрится естественно и здорово рифмуется друг с другом.

И за это бесподобное сочетание красоты и уродства хотелось бы похвалить не только самого режиссёра, Габриэля Майнетти, но и команду художников – постановщиков, оформителей сцен, создателей костюмов и грима. Даже не верится, что этим занимались разные люди, настолько каждый отдельный элемент увязан с другим: будь то гигантские безвкусные цирковые декорации или пушка, скрытая коровьим скелетом, костюмы главных героев или грим, который не ощущается искусственным, яркая постановка сцен видений главного антагониста или глобальная разруха разбомблённого города. Это все ужасно красиво и разнообразно, и оператор Микеле Д’Аттаназзио позволяет подметить уникальные детали даже во время первого (всегда ознакомительного) просмотра.

В фильме «Отчаянные мстители» совершенно удивительный кастинг актёров! Каждый из них создаёт очень выпуклые, мультяшные, но при этом интересные и яркие образы. Хвалить хочется каждого, но, пользуясь диктатом рецензента, выделю в особенности Франца Роговски. Он создал, пожалуй, одного из самых жутких и при этом нелепых образов нацистского антагониста – одновременного фрика и вдохновленного античеловеческой идеологией фанатика. Размах образа – на уровне Ханса Ланды, но при этом с уничтожающей жалкостью, вызывающей и презрение, и сочувствие разом. Есть некоторая проблема с образом Матильды в исполнении Авроры Джовинаццо, но связана она не с актёрской работой Авроры: просто сценарно персонаж получился немного противоречивым и путаным. Впрочем, не слишком сильно, чтобы это мешало просмотру.

Когда самая главная проблема фильма – это некорректное и не выражающее суть название, то это знак того, что вы всё делаете правильно. «Отчаянные мстители» – фильм далеко не для всех, но даже если оскорбиться таким негероическим показом Второй мировой войны, то ему всё равно нельзя отказать ни в мастерстве, ни в качестве постановки, ни тем более в визуальной привлекательности. Его хулиганское начало, нарушающее табу и впадающее в карнавальный гротеск (особенно касаемо юмора фильма), не отменяет его искреннего антивоенного – антифашистского – пафоса. Скорее всего, в России к нему будет очень сложное отношение: у нас не принято шутить на эту тему, тем более так развязно и грубо. Но, если верить Бахтину, карнавализация сакральных тем в итоге помогает ей становиться ещё более важной и возвышенной, чем если вообще избегать хоть какого-либо юмористического (а тем паче пародийного) взгляда в её сторону.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше