Казалось бы, комикс «Бладшот» от издательства «Valiant» довольно просто экранизировать. У него легкий и максимально прямолинейный сюжет (сильно вторичный, правда, но кого и когда это останавливало?), обилие экшена и выразительные сцены, которые можно переносить в фильм вообще без изменений в раскадровке… Возникает, правда, вопрос – кому нужна классическая история появления Бладшота не в 90-х, а в двадцатых годах двадцать первого века?! Но, с другой стороны, люди любят ностальгировать, а атмосфера 90-х продаётся чуть похуже, чем атмосфера 80-х.
К чести режиссёра Дэвида Уилсона, он даже попытался обыграть предсказуемость оригинального комикса. К сожалению, они разбавлены новыми, совсем не ироническими штампами, неуместной глобальной переделкой оригинальной истории, плохим сценарием и некачественным монтажом.
В отличие от прошлогоднего «Хеллбоя», тоже создававшегося много лет и пребывавшего в производственной сумятице, «Бладшот» выглядит цельным фильмом. Неинтересным и неоригинальным – да, но цельным. Обычное веселье, свойственное дурацким фильмам с Вином Дизелем, тут сведено к минимуму: «Бладшот» пытается выглядеть серьёзным, хотя не то чтобы у него это получалось – невозможно на полном серьёзе представлять в очередной раз сюжет «Универсального солдата» и думать, что уж в этот раз точно сработает. Тем более если не добавлять к нему новых контекстов и идей.
Несмотря на то, что «Сони» заключили сделку с «Valiant» на создание франшизы, складывается впечатление, будто они в неё не очень верят. Конечно, бессмысленно делать отсылки к ещё пока несуществующим фильмам, но иначе сложно объяснить малобюджетность и неэпичность происходящего. Глобальный конфликт стал частным делом одного конкретного человека и одной конкретной организации. Это могло бы стать удачным решением, если бы при этом внутренний мир Бладшота был раскрыт сильнее. Однако Вин Дизель просто играет одномерно хорошего парня, который ведом одномерной жаждой мести. И, увы, его отношения с персонажами также не отличаются ни проработанностью, ни глубиной.
Да и характеры их, честно говоря, оставляют желать лучшего. Мотивация злодея кажется слишком слабой и мелочной, не требующей использования многомиллиардного оружия, чей ресурс постоянно требует обновления (и вообще неясно, на какие средства оно существует); остальные персонажи либо плоские и скучные, либо расово нечувствительные. Вопрос о репрезентации цветных персонажей вообще сложный, но когда в фильме присутствуют два комик-релифа, и оба обыгрывают самые некрасивые расовые стереотипы – это проблема. Вторая – юмор, связанный с ними, категорически несмешной и не выходит за пределы орально-анальной фиксации.
Кстати, о рейтинге: оригинальный комикс известен своей кровожадностью и изобретательностью в способах убийств людей. Но, как и во многих других случаях адаптаций изначально брутальных комиксов, рейтинг был снижен, а кровавая мясорубка заменена на огнестрельный балет с нотками ближнего боя. Сами драки, насколько можно судить, поставлены круто и эффектно, но проблема в монтаже: во многих сценах его динамичность чрезмерна, так что сориентироваться, кто и где находится, порой очень сложной. Иногда это работает на задумку, например, в локации, где проблема с освещением и драка должна создавать ощущение неожиданного нападения, но в других случаях это просто дезориентирует. Но стоит отметить, сражение на лифтах и поставлено замечательно, и смонтировано хорошо.
К достоинствам можно отнести качественную графику. Правда, единственный момент с анимацией животного кажется уж слишком мультяшным и искусственным, но в остальном использование компьютерной анимации разнообразно и выполнено на высоком уровне – а это важно для фильма, в котором многие сцены строятся на компьютерной симуляции. Неплохая операторская работа и хорошая подборка натурных декораций также радуют глаз. К сожалению, оформление локаций внутри помещений выглядит до нелепости дешево: например, офис суперкомпании с многомиллиардным доходом, в котором сидят чуть меньше десяти программистов. Да и грим Бладшота неприятно поражает, но в работе получше этот факт можно было бы и проигнорировать.
Вообще почти любые недостатки всегда можно проигнорировать, если история захватывает, а персонажи не ощущаются болванками, двигаемые по сюжету волей сценариста. Но, увы, ничего подобного про «Бладшот» сказать нельзя. Возможно, это отчасти проблема первоисточника, но его сюжет полностью переделан, так что перенести ответственность на него уже не получится. А может быть дело в постоянных перетасовках планов: то зачин на гигантскую франшизу, то вдруг задний ход и объявление о всего лишь двух фильмах – и то второй то ли пишется, то ли нет… Одним словом, ничем, кроме Вина Дизеля «Бладшот» не привлекает – и, к сожалению, зная о неровной фильмографии Дизеля, нельзя уверенно сказать, что популярность его актёрской личности окупит всё производство.