Главный герой Артур Флек (Хаокин Феникс) – психически больной молодой мужчина, аутсайдер, безобидный и ранимый аниматор, завлекающий прохожих на улицах Готэм-сити 80-х годов. В городе бушует кризис и растёт безработица. Флек сводит концы с концами, ухаживает за тяжелобольной матерью и мечтает попасть на стендап-шоу к популярному ведущему – комику Мюррею Франклину (Роберт Де Ниро). К сожалению, обстоятельства складываются не в пользу Флека! Бесконечные издевательства, невнимание врача-психиатра, ухудшение самочувствия мамы, потеря работы и нападение в метро заставляют Флека совершить тройное убийство.  

Именно так начинается история становления Джокера, одного из главных противников Бэтмена. Последнего в фильме, разумеется, не будет. Положительным героям тут не место.  Главным козырем картины ожидаемо является Хоакин Феникс. Крупность его актёрского дарования невозможно переоценить, а глядя на трансформацию Флека в маньяка, невольно пробирает холодок: Феникс достиг того уровня мастерства, когда забываешь, что он актёр. Примечательно, что партнёром по съёмочной площадке оказался именно Роберт Де Ниро – чьи лучшие роли всегда отличало сочетание удивительной естественности и яркой индивидуальности, именно такой высоты достигает и Феникс.

Сложная актёрская работа Феникса контрастирует с очень простой картиной Тодда Филлипса. Сценарно фильм не предлагает абсолютно ничего нового, и это, пожалуй, единственный недостаток. Перед нами кино социального протеста, роднящее «Джокера» с кинематографом 70-х. Здесь нет осознанного выбора, здесь есть обстоятельства, в которых центральному персонажу Флеку просто не оставлено иных вариантов. «Джокер» предлагает своему зрителю обыкновенное, добротное кино с множеством отсылок и сквозной линией, подозрительно напоминающей «Король комедии»  Мартина Скорсезе. Насмотренный глаз обнаружит ещё и референсы к кинофильмам «Таксист», «Путь Карлито», «Телесеть», «Психо», а последние 20 минут оставлены на откуп молодой аудитории, чей вкус сформировали фильмы Нолана.

Недостаток новизны порождает предсказуемость, которая пускает метастазы в фабулу, а отсутствие уникального авторского почерка у режиссёра не помогает исправить ситуацию. Ещё сложнее обстоят дела с внутренними изменениями и мотивами Джокера. Создатели картин не редко прибегают к проверенному средству – Фрейдизму: сублимация, детские травмы, семейное насилие и многое другое. К счастью, Фрейдизмом дело не ограничивается, и авторы задействуют работы не столь известного широкой публике психиатра Ролло Мэя, обратившего внимание на одну из главных болезней современного общества – нарциссизм. Ведь Джокер определённо – нарцисс. Он хочет оказаться на экране телевизора, он любуется собой, он мечтает о признании любой ценой. Флек бездарен, как комик, но жаждет славы, хочет вписать себя в историю комедийного жанра и в историю вообще. При внимательном рассмотрении именно эта тематика позволяет говорить об актуальности «Джокера». Да, время действия – 80-ые, ещё не изобретены гаджеты, ещё интернет не опутал сетью планету, ещё не получили распространение реалити-шоу, но уже давно существует телевидение. И здесь оно – метафора средства самотиражирования. А кто и кого тиражирует – вопрос вторичный.

Факт присуждения главной награды Венецианского фестиваля – Золотого Льва фильму можно считать парадоксальным и спорным. Титры скромно сообщают, что в сценарии использованы персонажи комикс-вселенной DC, словно перестраховываясь: «Мы почти не имеем отношения к книжкам с картинками». Но это – лукавство, картина создавалась именно по мотивам. Поклонники рисованного первоисточника не будут разочарованы. Безусловно, есть некоторые отклонения от канона становления Джокера: отсутствует знаменитый эпизод его падения в чан с химикатами, после которого мелкий преступник сходит с ума. Да и Флек не связан с миром “профессионального” криминала. Но в остальном – интонация фильма заставляет вспомнить серьёзные комиксы Фрэнка Миллера и Алана Мура. Визуальные решения фильма и упомянутых комиксов не совпадают, однако ощущение безнадёжности, тоски и социальной анархии их роднит.

При всех оговорках, «Джокер» – хорошее кино. Местами простое, местами не столь динамичное, как ожидалось, но хорошее. В технических аспектах картина вряд ли впечатлит, но и не разочарует. Потенциально фильм имеет шанс очаровать и возрастную аудиторию и молодых зрителей. Уставшие от современных трендов не обнаружат ни популярной содомии, ни элементов фестивальной порнографии. Вы окажетесь на просмотре того самого Голливудского кино “большого стиля”. А молодой зритель сможет провести время в компании очередного, талантливо сыгранного, экранного маньяка, который и пугает, и вызывает улыбку.

АВТОР КУЗНЕЦОВ КИРИЛЛ

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше