Год переносов премьеры «Чёрной вдовы» немного охладил интерес зрителей к фильму. И это при том, что центральный персонаж картины участвовал в самом первом составе «Мстителей», да ещё и появился задолго до “революционной” картины «Капитан Марвел». Подобное равнодушие, увы, закономерно: помимо переносов, у «Чёрной вдовы» была сдержанная (на фоне прочих Марвеловских блокбастеров) рекламная кампания.  А сам фильм хоть и задаёт новое развитие некоторых сюжетных веток, всё же слишком обособленный и спокойно смотрится в отрыве от остальной супергеройской вселенной.

К чести «Чёрной Вдовы», её содержимое полностью соответствует позиционированию. Это именно тот супергеройский боевик про семейные ценности, который ожидает зритель. Правда, шпионского в нём меньше, чем ожидалось. По сути, это очень камерная история про маленькую «семью», которая объединила усилия и идёт сражаться с очевидно фантастическим злодеем, без политических интриг и сложных махинаций. У Наташи Романовой отсутствуют  сверхспособности, но та мера условности, в рамках которой существуют герои «Чёрной Вдовы», всё же скорее намекает на фантастику, чем на квази-реалистический шпионский детектив.

Правда, есть одна особенность, о которой в основном говорят в контексте «Чёрной Вдовы»: всякий раз, когда речь заходит об образе русских в американском кино, избежать разговора о «клюквенности» не получится. Не то чтобы «Чёрная Вдова» совсем избежала стереотипизации, но всё же её было бы несправедливо обвинять в потакании установившемуся в кино шаблону. Это довольно частая история в Marvel, когда все культурные особенности и стереотипы вручаются одному  персонажу, а остальные его соотечественники этих штампов лишены.

Смотреть трейлер «Черная вдова» режиссёр Кейт Шортланд

Но проблема в том, что больше «Чёрная Вдова» никаких разговоров о себе, кроме несуществующей в её пределах «клюквы», не возбуждает. Это очень герметичная, линейная история с предсказуемым конфликтом, несколькими трогательными эмоциональными сценами, экшном по тарифу и не очень-то революционными проблематикой и идеей. Локаций не очень много, но зато разбросаны почти по всем частям света; операторская работа достойная, но грешит (особенно сначала) обилием сверхкрупных планов лица и частей тела, делая монтаж ещё более клаустрофобным и замкнутым. Постановка боёв слабая, но при этом кино в основном трюковое, а не нарисованное.

Про кастинг нельзя сказать ничего плохого, но и  хорошего тоже. Стоит отметить странную роль Рэя Уинстона. Странную не потому, что актёр как-то специфически решил эту роль – нет, перевоплощение стопроцентное. Он изображает такого убедительного российско-советского функционера, который только что из Госдумы вышел. Но эта поразительная естественность актёрского рисунка Рэя Уинстона странным образом диссонирует с тем, насколько в итоге сценарно неинтересен, скучен и пресен его персонаж. Если уж и говорить про «клюкву», то не про сидевшего и глушащего водку Красного Стража, а про персонажа Рэя Уинстона. Это карикатурный про-кремлёвский геронтократ, который «держит склеротический палец на спусковом крючке войны».

Феминистский посыл в этот раз не становится первостепенным, хотя с ним связан основной внешний конфликт фильма. Он не раздражает показательной дубовостью, неискренностью и навязчивостью, как в других фильмах такого рода, но когда один из злодеев говорит о «неисчерпаемом человеческом ресурсе – девочках», способном регулярно пополнять его безумную гипнотическую армию суперсолдат, на секунду становится смешно. К сожалению, Marvel, при искреннем желании обсуждать острые социальные проблемы современного общества, не очень понимает, как их вставлять в сюжет адекватно. Впрочем, популизма «Капитан Марвел» «Чёрная Вдова» не достигает. А вот что действительно плохо – это их прошлое, абьюзивно-тоталитарная система и безжалостное использование человеческого ресурса. Но, с другой стороны, не эти темы  стоят в самом центре истории.

А что же стоит? Ценность семьи, даже если сама семья оставила после себя незаживающие шрамы на душе. Сострадание и умение извиниться даже в тех ситуациях, когда уже поздно что-либо исправить. Любовь девчонок к жилетам с карманами. Ну и сама Чёрная Вдова, конечно, остающаяся тайной даже тогда, когда фильм посвящён её личности и трагическому прошлому.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше