Сложно сказать, что стояло за решением ввести в киновселенную Marvel расу суперлюдей «Вечные», ведь это не слишком популярные герои. Конечно, их создал Джек Кёрби, и по ним писал такой мастер пера, как Нил Гейман, но этого всё равно мало, так как они недостаточно мейнстримные. Но проблема даже не в этом: главное – это то, что история «Вечных» не очень подходит для киноадаптации.
Стоит отдать Хлое Чжао должное: под конец ей удалось передать монументальность первоисточника, его, если угодно, мифологический пафос. Конечно, быть вторыми «Мстителями» фильму «Вечные» не удастся, но, если бы он последовательно шёл именно по пути эпического повествования – не с психологизацией, а с яркими страстями, большими ставками и величественными сражениями, ему бы это пошло гораздо больше. Финальная битва, несмотря на известные недостатки в графике, действительно передаёт примерно те же ощущения, что при чтении «Элиады»: в эти моменты не раздражает ни плоскость центральной героини, ни второстепенность всего прочего каста.
К сожалению, к батальной сцене присоединён весь остальной фильм – далеко не плохой, но не очень справляющийся со слишком уж специфическим оригиналом. «Вечные» не стандартная комиксовая история про Путь Героя, однако об этом невозможно догадаться из фильма: главная героиня хоть и не раздражает, как Кэрол Денверс, но куда более скучная и незапоминающаяся, чем даже Наташа Романова – а уж казалось бы куда больше!? Это не проблема актрисы – актёрский состав преимущественно очень хорош, но Джемме Чан просто не дали материала, с которым можно работать. Её Серси – это такая же невзрачная Избранная, какая попадается в каждой второй фэнтези-книжке, и сценарий не добавляет ей никакой характерности или интереса. Каст второстепенных персонажей намного лучше, но им не даётся ни хронометража, ни, опять же, глубокого характера: в основном они сводятся к двум-трём чертам, которые будут с монотонностью повторяться из раза в раз на протяжении всей истории. К тому же часть из них довольно быстро умирает. Обидно, во-первых, что это происходит с самыми обаятельными персонажами – на прекраснейшего Дона Ли и харизматичного Кумэйла Нанджиани можно смотреть столько же, сколько длятся сами «Вечные», и даже чуть дольше. Во-вторых, это лишь подчёркивает, что ни Хлоя Чжао, ни сценаристы братья Фирпо толком не знали, что со всей этой кучей народа делать. Выпускать фильмы по каждому из персонажей бессмысленно, так как они, по большому счёту, имеют значение только в рамках своей команды, но им всем катастрофически тесно в рамках умеренно короткой двух с половиной часовой истории.
Эта же проблема проявляется в структуре. Первый акт длится примерно полтора часа – то есть две трети фильма. Этого очень много, особенно с учётом того, что именно в этом фрагменте братья Фирпо пытаются раскрыть психологию персонажей, повторяя с ними одну и ту же сюжетную структуру. Это вполне могло бы сработать раза два (с учётом вариации структуры), но никак не три, даже почти четыре раза подряд. Понятно, что при таком количестве народа некоторая растянутость неизбежна, но это опять же подводит к вопросу – а нуждаются ли Вечные в кинотеатральном релизе.
Тем не менее, фильм способен захватить. Да, работа Хлои Чжао в кресле режиссёра сказалась на визуальном облике персонажей и дизайнах сверхъестественных существ: они вышли не настолько броскими и комиксовыми. Можно понять, почему это решение не нравится фанбазе, но в рамках конкретной заданной вселенной сдержанность обликов Вечных, целестиалов и девиантов смотрится гармонично – хотя и немного скучно. Куда проблемнее то, что на протяжении первого часа, когда флешбэки прошлого Вечных перемежались с актуальным действием, обилие суицидально недалёких детей, не способных не только оценить опасность вокруг себя, но и сыграть что-то помимо каменноликого безразличия к происходящему, заходит за все возможные границы. Фильм «Вечные» в этом плане обогнал даже «Чудо-женщину 1984»: там было все три ребёнка в опасности на протяжении многочасового фильма, тут же их четыре только за первый час. Конечно, герои должны как-то проявлять свой героизм – но не одним и тем же способом по отношению к людям, не способным спрятаться при нападении монстров или межрасовой резне.
Однако, ближе к концу фильма, эмоциональное напряжение нарастает, углубляется и взрывается в кульминационной сцене. Она не то чтобы динамичная (это не кульминационное сражение в «Человеке-Муравье»), но она поражает архетипической чистотой противостояние противников рока (в древнегреческом смысле этого слова) с хранителями вселенских процессов и неизбежности. За ней действительно интересно наблюдать, даже несмотря на то, что её исход предсказуем – эпосы именно так и работают, в этом и есть их смысл.
Вот только жаль, что весь остальной фильм совершенно не эпичен, невнятен, запутан и слаб, и неспособен поддерживать ощущение значимости происходящего на всём протяжении ленты. И то, что из всех шуток срабатывает только каждая пятая, делу не помогает.