Джо Карнахан зарекомендовал себя как режиссёр крутых боевиков категории В, рассчитанных на мужского зрителя среднего возраста, когда тупые шутки ещё смешат и умиляют, но юные герои и их проблемы – уже нет. Есть в его фильмографии и картины, претендующие, в каком-то смысле, на серьёзность, но «День курка» явно наследует традиции «Команды А» и «Драйвера на ночь», а не «Наркобарона» или «Схватки». Его концепт прост и максимально крут, хоть сейчас иди питчить перед крупными студиями: парень, непременно лжец и раздолбай, попадает во временную петлю, в процессе которой его постоянно убивают. И теперь ему надо разобраться в событиях прошлого дня, чтобы выбраться из череды повторяющихся дней или хотя бы прожить чуть подольше.

На попытке перенести жанр файтинга и условности видеоигр в кино построена вся картина, начиная от замысла бесконечной повторяемости смертельных драк и заканчивая постановкой боев – почти что сверхъестественных, нарушающих законы физики. Бои вообще лучшее, что есть в фильме: они разнообразны,  интересны,  и именно они раскрывают большую часть персонажей. Если бы «День курка» всё-таки был игрой, то весьма интересной.

Но, несмотря на бои и разнообразие смертельных для героя ситуаций есть одно сюжетное условие, которое портит абсолютно всё. Главный герой – принципиально бессмертен. Он даже шутит, что у него всё впереди – и фильм это показывает: он может раз за разом преодолевать препятствия и всегда будет воскресать в одном и том же месте, пока не наткнётся на удачную стратегию поведения. Это постулируется уже в первые пять минут фильма, после чего зрители просто наблюдают за тем, как герой пользуется своими бесконечными жизнями, чтобы чего-то достичь. Из-за этого ценность его жертв (кроме последней) не вызывают никакого сопереживания. За его поступками просто не ощущается никакого веса, хотя герой, безусловно, меняется и становится совсем другим человеком. Мораль, что не всё потеряно и всегда есть шанс исправить ошибки, которые натворил в прошлом, в таком контексте просто не работает – это у Роя есть шанс, а простые люди не попадают во временные петли.

На эту сюжетную проблему сложно не обращать внимания. Фильм пытается быть не просто голым развлечением про парня, который изо дня в день под градом пуль и блеском окровавленных мечей должен спасти себя. Нет, «День курка» позиционирует себя как драму о семейных ценностях. К несчастью, эта идея работает только в финале, но не в другое время. Опять же, именно из-за проблемы принципиальной бессмертности героя. К чести фильма, Рой вышел симпатичным парнем (с отвратительным чувством юмора, но что поделать), который меняется естественно, исходя из логики поведения и характера. Но даже в таком случае послание кажется чрезмерно навязчивым – и всё ещё не работающим в концепции, когда у героя буквально есть бесконечное количество часов, чтобы, помимо всего прочего, ещё стать  классным мужем и отцом.

Не помогает делу и то, что актёр, играющий его сына, фантастически некомпетентен. Крайне печально, когда в радостных сценах ему не веришь, а в драматических хочется искренне рассмеяться над нечеловеческим переигрыванием. Но, помимо него, весь каст вполне крепкий. Да, герои несложные, а злодеи по большей части карикатурные пустышки, однако это оправдано в рамках стилизации под файтинги: когда кого-то месишь, меньше всего хочется знать его характер – максимум некоторые элементы из биографии. Они выполняют другую роль: выглядят круто и зловеще, даже те, что по замыслу должны быть нелепыми.

«День курка» наверняка понравится российскому зрителю из-за своей удивительной (для современного Голливуда) консервативности. Конечно, идеал семьи воспевается в каждой первой ленте, но сейчас обычно не рискуют давать героям традиционные гендерные роли. «День курка» же ведёт к тому, что нужно быть не пьющим дураком-холостяком, а защищать семью, пусть и бывшую. Его жена, кстати, могла бы стать классической дамочкой в беде, если бы не умерла, а спасение сына – типичный штамп маскулинного кино (феминистского, на самом деле, тоже, но тут всё сложно). В этом нет ничего плохого, и в свою аудиторию фильм однозначно попадёт, особенно в России, заворожённой фигурой Мэла Гибсона. Пусть «День курка» не настолько сложный, насколько хочет казаться, и клиффхэнгер в финале не делает его автоматически глубоким, но в остальном это довольно типичный боевик Карнахана. В меру увлекательное зрелище с отличным экшеном, не всегда удачным юмором, назойливыми отсылками к видеоиграм и пугающим Мэлом Гибсоном.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше