Современная Италия. Маленький городок, забытый богом где-то на морском побережье, где колоритные пейзажи сочетаются с обветшалыми домами. Но даже и тут прорастает какой-никакой мелкий бизнес в сфере услуг. Так, Марчелло, которому, очевидно, досталось по жизни, и который в конце концов осел в этом городке, занимается уходом за собаками: он им и сиделка, и парикмахер, и массажист, и ветеринар вроде бы тоже. Помимо своего официального бизнеса, он по мелочи толкает кокаин. Среди его постоянных клиентов выделяется отмороженный гопник Сильвио. Клиент – это громко сказано, громила никогда не платит, потому что будто бы считается другом Марчелло. И действительно, Сильвио держит в страхе весь город, и не дружить с ним просто опасно. Хозяева соседних магазинчиков спят и видят, как от него избавиться. Марчелло же до последнего сохраняет нейтралитет.

«Догмэн», девятый полнометражный фильм Маттео Гарроне, сделан в ожидаемой манере режиссёра, съевшего, извините за каламбур, собаку на реалистичных историях про провинциальную Италию и человеческую жестокость в широком смысле. Мрачная интонация его кинематографа присуща даже фэнтэзийным сюжетам, к которым режиссёр обращался в своей предыдущей ленте «Страшные сказки». Сам Гарроне то ли в шутку, то ли всерьёз говорит, что сказка на самом деле присутствует во всех его картинах. И в случае «Догмэна», чьё название легко бы подошло какому-нибудь комиксу или боевику категории «б», эта аналогия кажется уместной как ни с каким другим «реалистичным» фильмом итальянца.

Фильм «Догмэн» и политическая обстановка Италии

Действительно, здесь проступает знакомый сказочный мотив про отношения маленького человека из народа и условного деспотичного короля. «Догмэн» можно описать как фильм про то, как власть без спроса приходит в жизнь простолюдина. Гарроне в лице громилы Симоне рисует власть вполне определенного толка, с которым итальянская история знакома не понаслышке, и который, не подбирая слова, можно просто назвать фашизмом.

Такой во всех смыслах маленький человек, как Марчелло, чей физический размер подчеркивается сопоставлением с некоторыми породами собак, за которыми тот ухаживает, от жизни хочет, в общем-то, немного: построить свой уютный мирок и заниматься в нем любимым делом. Очевидно, ему легче общаться с собаками, чем с людьми, а единственный человек, способный оценить, понять и полюбить Марчелло – это его дочь, которая периодически остаётся под опекой отца. Вместе они ездят на собачьи выставки, занимаются дайвингом, и кажется, этого достаточно для счастья. Остальные отношения Марчелло с окружающими, хоть он их называет дружбой, нужны ему, чтобы обезопасить этот счастливый мирок. И его дружба с Симоне того же рода. Именно поэтому, кажется, её сохранение для Марчелло означает и сохранение безопасности его дочери и своего маленького уголка, даже если цена этому – временное лишение свободы.

Фильм «Догмэн» и его философия

В сущности Гарроне в «Догмэне» говорит нехитрую вещь: нужно думать, с кем дружишь. Жизнь не только дана человеку, чтобы ею наслаждаться, но и требует от него порой волевых решений, в том числе и в отстаивании гражданских позиций. И тут дружбой-то не откупиться. На первый план выходит звериный закон: или ты, или тебя; а ближе к концовке фильма Гарроне довольно прозрачно наделяет своих персонажей собачьими повадками. И если на физическую силу ответить аналогично силы не хватает, то в ход идёт хитрость с приманками и приёмами дрессуры, – кстати, вполне себе сказочный мотив, – но обычно жизнь оказывается сложнее сказок: заглянув в клетку, подготовленную для своего врага, можно вдруг обнаружить в ней себя.

АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше