Адам МакКей – выходец из юмористического шоу Saturday Night Live и автор комедий с Уиллом Ферреллом, кажется, нащупал новую нишу. Вслед за успешной «Игрой на понижение», в меру забавном, в меру серьезном исследовании истоков финансового коллапса 2008-го года, он снял еще одно по-журналистски громкое, по-киношному хулиганское расследование. На этот раз о политической карьере Дика Чейни, чуть ли не делившего президентское кресло во времена работы в Белом доме Буша-младшего.

Стартовым же титром «Власть» дает определение Чейни как человека, изменившего ход истории и ответственного за тот мир, в котором мы живем сегодня, при этой оставшись в тени для общественного взгляда. В молодости же Дик (Кристиан Бэйл) едва ли был похож на будущую акулу политики и бизнеса: пьющий скучный увалень, вылетевший из университета, работающий электриком, пристыженный женой. Именно Линн Чейни (Эми Адамс), пригрозивши бросить мужа, стала катализатором изменений в нем. Тот для начала записался в республиканскую партию, попал в ассистенты к Дональду Рамсфелду (Стив Карелл), от которого нахватался навыков выживания в вашингтонском полит-«серпентарии». А дальше пошло-поехало вплоть до президентской администрации Буша-старшего и апогея карьеры Чейни при Буше-младшем (Сэм Рокуэлл).

В режиссерском методе МакКея правит монтаж, ассоциативный, неконвенциональный, хулиганский, будто кино изобрели вчера, и в монтаже непаханное поле для экспериментов, так что и неудивительно, что некоторые критики, описывая этот фильм, вспоминают Эйзенштейна. Под монтажный нож идет все: игровые съемки, телевизионные, интернет-мемы. Если Чейни с компаньонами продвигают очередной кощунственный закон, укрепляющий их власть, то сцена перемежается с популярными в народе видео-приколами, контрапунктивно показывая гражданскую бессознательность населения; если политиканы плетут интриги, то тут же монтаж с кадрами а-ля дискавери, как форель заглатывает рыболовный крючок, или как охотятся кошачьи на манер последнего фильма фон Триера; а внутрисемейные стратегические пересуды вдруг оборачиваются инсценировкой шекспировской трагедии.

Темп фильма, заданный таким клиповым монтажом, забирает так много зрительского внимания, что, кажется, его отчасти недостает восхитительной актерской игре. Поймите меня правильно, роль Кристиана Бэйла тут настолько монструозна, что его, конечно, не перекрыть ничем, но создается впечатление, его игра словно скрадывается стилем фильма. Возможно, именно это помешает сейгод актеру получить свой Оскар.

Тоже самое можно сказать и про не менее тонкие второстепенные роли Эми Адамс, серого кардинала, той самой сильной женщины за спиной успешного мужчины, и Стива Карелла, мистера циника, взрастившего монстра, который в конце концов его и «съел». Разве что Рокуэлла достаточно. Тому хватает и одной сцены обеда красноречиво показать суть будущего американского президента США, которого куриные бедрышки интересуют больше разговоров о разделении власти.

Конечно, в такие моменты над достоверностью рассказанной байки хочется улыбнуться. Юмор как-никак дает свободу МакКею творить на экране с реально существующими людьми абсолютно все что угодно без боязни получить претензии к правдоподобности. И пусть режиссер хорошо понимает, где приврать можно, где стоит остаться серьезным, но не умаляет ли этот самый юмор эффект от грандиозного политического расследования? Какими вы выйдете из зала после этого фильма: потрясёнными или насмеявшимися, – и исключает ли одно другое? Что ж, а если развлекаться, то почему бы не с умом да всласть.

АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше