Польская история любви певички из народа с полукриминальным прошлым и талантливого музыканта, дирижера фольклорного ансамбля песни и пляски федерального уровня, которая развивается во времена Холодной войны со всеми вытекающими: советской пропагандой, доносами, иммиграцией, долгими проводами, короткими встречами и вечными возвращениями.

Павел Павликовский – шестидесятилетний поляк, работавший в течение карьеры в разных странах, в том числе и в России, за каких-то пять лет проделал значительный скачок из авторов, незамечаемых главными фестивалями, транзитом через Оскар в когорту фаворитов Канн, где в этом году он получил режиссерскую награду за «Холодную войну»(премьера фильма в РФ состоялась в рамках фестиваля Strelka Film Festival by Okko). И пожалуй, к чему-чему, а к художественными достоинствами картины не подкопаешься. Режиссер проявляет чудеса лаконичности и укладывает историю, разворачивающуюся больше десяти лет, в весьма скромный хронометраж. Он искусно сочетает народные песни и парижский клубный джаз, главную причину зрительской меланхолии, а оператор Лукаш Зал выдает очередную выдающуюся работу за камерой (вслед за «Идой» того же Павликовского и «Довлатовым» Германа-младшего).  

Самое главное в фильме Павликовского происходит непосредственно перед финальными титрами – посвящение родителям. А значит и всю историю, рассказанную до этого момента стоит рассматривать через призму личного отношения автора к своим героям: попытку разобраться с духом поколения его родителей, их судьбами, чувствами, мыслями и трудностями, с которыми им приходилось жить. Русским людям, пожалуй, как никакому другому народу, будут понятны и близки переживания персонажей Павликовского (песня «Сердце» Леонида Утесова прилагается), невозможностью жить счастливо в родной стране, большими сомнениями, чтобы уехать из нее, и постоянной тоской за ее пределами: если ты сам можешь покинуть родину, то вывести ее из себя – едва ли.

Но будь другое время, более щедрое на покой для влюбленных, были бы они счастливы? Холодная война – это не только то, что происходит между странами, это и то, что происходит между героями. Разница их темпераментов просто не позволила бы им жить в абсолютном мире и согласии, и парижские эпизоды фильма это прекрасно демонстрируют. Но для нас их жизни так и останутся с печатью исторической несправедливости. Возможно, следующему поколению судьба позволит почувствовать и грусть, и счастье, на которые у их родителей просто не было времени.

АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше