2003 год, мир в преддверии войны в Ираке. Переводчица британского Центра правительственной связи Кетрин Ган, как и все ее коллеги, получает секретное письмо, в котором Агентство национальной безопасности США просит английские спецслужбы помочь со слежкой тех делегатов ООН, которые могут повлиять на решение о вторжении в Ирак. Не способная стоять в стороне и смотреть, как мир катится к войне, Ган сначала организует утечку письма в прессу, а затем и вовсе открыто признается в содеяном, рискуя благополучностью своей семьи и запуская целую цепочку событий, свидетелями которых уже становятся люди по всему свету.

История Кетрин Ган не выдумана и в действительности произошла в мире, в котором еще не существовало WikiLeaks, а медиа-бомба имени Сноудена разорвется лишь десять лет спустя. Смотреть «Опасные секреты» в 2019-м любопытно хотя бы потому, что можно почувствовать, как неуловимо изменился мир. После судебного процесса над Ган, который в действительности тянулся год, все обвинения с нее оказались сняты, что, кажется, едва ли может быть допущено в сегодняшнее время, погрязшее в информационных и гибридных войнах. Но ее победа лишь относительна: вторжение в Ирак она не предотвратила, а секретные службы так и не были уличены в преступлении.

В реальной истории с письмом и судом в свою очередь тоже случилась масса интересных деталей – взять хотя бы эпизод с ошибкой фиксера, поставившей под угрозу репутацию The Observer и вынудившей Ган раскрыть свою личность, – так что сценаристам «Опасных секретов», кажется, не приходилось долго ломать голову над драматизацией сюжета.

Постановщик же картины Гэвин Худ – в своей фильмографии чередующий фантастику («Люди Икс: Начало. Росомаха», «Игра Эндера») с политическими драмами («Версия», «Всевидящее око»), и даже имеющий в послужном списке «иностранный» Оскар за картину «Цоци»,  – в своей работе использует лекала фильмов о журналистских расследованиях, шпионских триллеров и судебных драм, которые тут работают, как швейцарские часы.

Действие «Секретов» постепенно перетекает из офиса ЦПС и дома героини, в газетную редакцию, адвокатские кабинеты и, наконец, зал суда, образуя многофигурную композицию наподобие, скажем, титулованного «В центре внимания». И будет правдой сказать, что мы видели что-то подобное уже не раз. Но в то же время привычный документальный финальный кадр с реальным человеком, чью историю борьбы с безликим госаппаратом за общегуманные идеалы мы только что наблюдали на протяжении двух часов, все равно действует безотказно: он дарит нам, возможно, иллюзию возможности этой борьбы, но, хочется верить, все-таки надежду.

АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше