Будапешт, начало XX века. В город, набирающий влияние в Австро-Венгерской империи, да и всей Европе, приезжает молодая девушка Ирис с целью устроиться в престижный шляпный салон, некогда принадлежавший ее родителям. В трудоустройстве барышне отказывают и явно что-то недоговаривают. Ирис, которой не откажешь в любопытстве и отчаянной смелости, остается в городе и оказывается втянута в события эпохального размаха.

Ласло Немеш, главная экспортная единица Венгерского кино прямо сейчас, после оскароносного дебюта «Сын Саула», где действие происходило в восточноевропейском концлагере времен второй мировой войны, на этот раз берется за другую страницу в истории родного отечества. Как кажется поначалу, режиссер работает в жанре приключенческого исторического романа. Разбросанные по сюжетной канве узелки интриги создают иллюзию изысканного костюмного детектива, который постепенно превращается в настоящий поток неясного сознания.

Фильм «Закат» и его стиль

«Закат», наследующий стиль предыдущего фильма режиссера, в первую очередь оказывается блистательным упражнением в визуальной форме. Немеш убедительно воссоздает Будапешт имперской эпохи, хоть это и кажется художественным трюком весь хронометраж картины. Камера Матьяжа Эрдея работает исключительно средними и крупными планами, помещая все детали интерьеров и экстерьеров как бы на периферию кадра, часто оставляя их в расфокусе, и будто бы не отпуская свою героиню дальше, чем на расстояние вытянутой руки. Главное, что мы видим в кадре, это либо сама Ирис, либо то, что она видит. К счастью, наблюдать за артисткой Юли Якуб в этой роли, на которой и не держится по большому счету вся картина, это отдельное удовольствие.

Тем не менее, в какой-то момент этот опыт рискует стать испытанием для зрителя. Сценарий «Заката» будто бы заигрывает с нами, давая каждый раз лишь толику информации, да и та почти всегда оказывается получена от ненадежных рассказчиков. Ирис задается все новыми вопросами, которые окружающие настойчиво игнорируют. Да и сама она не находит ничего лучше, чем в ответ на предостережения не ходить туда-то отправиться в самое пекло непостижимых событий и интриг. Даже перевалив за середину, фильм не обнадеживает зрителя избавиться от недосказанностей, что, вероятно, оказывается концептом режиссера, пытающегося передать потерянность человека накануне войны, а с ней и на закате империи.

АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше