Должно быть натерпевшись на производстве столь неповоротливого студийного исполина, каким является каждый очередной эпизод «Звездных Войн», режиссер Райан Джонсон обращается к своему любимому занятию – ревизии остросюжетных жанров (что отчасти, к слову, проступало и в его эпизоде «Звездных войн»). На этот раз его выбор пал на британский детектив в духе Агаты Кристи, жанр, как никакой другой, кажущийся покрытым вековой пылью. Но Джонсон чувствует себя в нем не только уверенно, но и оперирует в его рамках современным языком.

Как полагается, сюжет стартует с убийства в старомодном фешенебельном особняке, принадлежащем состоятельному автору детективных бестселлеров Харлану Тромби (Кристофер Пламмер). Собственно, его тело с перерезанным горлом и найдено на следующее утро после дня рождения писателя, по случаю которого в особняке собралась  вся разношерстная семья. Несмотря на то, что местная полиция расценила инцидент как самоубийство, на пороге резиденции Тромби появляется нанятый анонимом сыщик Бенуа Блан (Дэниэл Крэйг), весьма известный по сводкам The New York Times и репостам в твиттере. Он возобновляет расследование, заручившись помощью Марты (Ана де Армас), молодой латиноамериканской сиделки Харлана, ставшей тому ближайшей подругой.

В общем-то дальше картина так и балансирует между интригами «кто убийца?» и «кто же тот аноним, обратившийся к Блану?». И даже после того, казалось бы, когда первая интрига довольно быстро раскрывается, невозможно отделаться от ощущения, что хитрец-режиссер нас водит за нос, не раз за ход фильма нарративно обманывая зрительские ожидания. Взять хотя бы, в каком-то смысле, даже милую черту Марты тошнить каждый раз, когда она лжет: Райан Джонсон её использует в нескольких  эпизодах по-разному и далеко не так, чего ждешь от пресловутой «сыворотки правды».

Интриги интригами, но в «Ножах» нельзя оторвать глаз и от роскошной цепляющей детализации экранного мира. В первую очередь это касается сногсшибательного кастинга, раскрывающего потенциал остроумно придуманного ансамбля персонажей. Поверьте, остаток этой рецензии можно было бы посвятить лишь описанию того, как выглядят, что говорят и, самое интересное, о чем недоговаривают яркие харизматичные герои Джейми Ли Кертис, Майкла Шэннона, Криса Эванса, Дона Джонсона, Тони Коллетт. И это при том, что в «Ножах» все они – только второстепенные характеры, и будет правдой сказать, что скорее они лишь заявлены, чем хорошо раскрыты. Из подобной труппы можно было бы сделать длинный сериал, как нынче принято, но это была бы уже совсем другая история.

А та, что разворачивается в «Ножах» не случайно кажется вышедшей из-под пера самого Харлана Тромби. Тем самым фильм Райана Джонсона помимо прочего оборачивается и удачной репрезентацией концепции «смерти автора», когда сочинение начинает жить своей собственной жизнью вне зависимости от намерений его творца.

Западная же критика убежденно акцентируется в «Ножах» на теме классового противопоставления. Каждый из семейства Тромби расценивает свои привилегии, с которыми те жили с рождения, как вещь само собой разумеющуюся. Когда же при распределении наследства их ожидания разнятся с действительностью, они вдруг начинают толки о «несправедливости». За их показным дружелюбием или, точнее даже сказать, политкорректностью по отношению к эмигрантке Марте взглядом в сторону или словом за спиной проступают неуважение, брезгливость или, по меньшей мере, патернализм. Фильм же Джонсона воздает почтение тем, кто зачастую в современном обществе своего голоса лишен, и будто бы дарит ощущение победы и каждому находящемуся в зрительном зале.

АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше