«Персональный покупатель» — психологический триллер французского режиссера, сценариста и кинокритика Оливье Ассаяса. Представленная в основной конкурсной программе кинофестиваля в Каннах, на котором Ассаяса наградили золотой пальмовой ветвью за режиссуру, картина была освистана публикой и получила спорные отзывы критиков. Каннский кинофестиваль 2016 года вызвал множество обсуждений, связанных с неоднозначным выбором жюри, и «Персональный покупатель» тому подтверждение.

История девушки Морин – персонального покупателя, приобретающего одежду для актрисы и модели Киры, пронизана мистикой. Морин разочарована в работе, но ее удерживает на прежнем месте желание наладить потусторонний контакт с умершим братом. Главная героиня умет общаться с духами и, в определенный момент, такой контакт оборачивается для нее психологическими проблемами.

В картине Оливье Ассаяса тесно сосуществуют элементы драмы, детективного, мистического триллера, переходящего в хоррор. Фильм французского режиссера – это не только история девушки, разочаровавшейся в жизни, в «Персональном покупателе» показана трагедия человека, неспособного примирится со смертью близких. Помимо очевидного, в нем также найдется место загадочному убийству, таинственному незнакомцу, присылающему Морин sms-сообщения, и призракам, которые обязательно появятся на экране…

И этого, пожалуй, будет много для одного фильма, запутавшегося в многообразии смыслов.  Оттого «Персональный покупатель», не выдержанный в каком-либо одном жанре, словно рассыпается на множество составляющих, которые как по отдельности, так и вместе, неспособны заинтриговать. Картина Ассаяса претендует на место нестандартного драматического и психологического триллера, но, относительно конкурентов, он примитивен и надуман. В разрезе обсуждения «Покупателя» можно вспомнить о нашумевшем триллере «Она» режиссера Пола Верховена, представленном на том же Каннском кинофестивале, который выглядит куда откровенней и интересней. В рассматриваемом французском фильме, претензия режиссера на интеллектуальное, глубокое кино не оправдывается. «Персональный покупатель» получился вычурным и карикатурным.

Для исполнительницы главной роли Кристен Стюарт, широко известной по серии фильмов «Сумерки», это не первое сотрудничество с Оливье Ассаясом. Предыдущая картина «Зильс-Мария» принесла успех не только режиссеру, но и актрисе, ставшей первой американкой, удостоенной престижной премии «Сезар». Говорить об актерской игре Кристен не представляется возможным.  Вне зависимости от наших суждений, противники найдут множество недостатков в ее исполнительском мастерстве, упомянув, что она очередной, как и остальные в этой картине, безжизненный персонаж, а поклонники поддержат молодую актрису, заявив, что Кристен Стюарт справилась с поставленной перед ней задачей и образ Морин не предполагает экспрессии.

О режиссерской и операторской работе, отмеченной в Каннах, следует упомянуть, что картина получилась сбивчивой и утомительной. Изобилие деталей, не влияющих на сюжет, портит впечатление от просмотра. Привязка к месту действия, а именно к Франции, не будет играть, в художественном отношении, решающей роли. Многозначительные диалоги, долгие, медитативные планы, которые задает режиссер, в определенный момент наскучат.

«Персональный покупатель» фильм неоднозначный. Его мировая премьера состоялась весной 2016 года, в России фильм выходит в широкий прокат 2 марта 2017. Возможно, поклонники режиссёра и актрисы благосклонно встретят картину, но реакцию стороннего зрителя предугадать трудно. Можно лишь говорить о том, что он вряд ли найдет эмоциональный отклик в каждом.

АВТОР НИКИТА ЗИМЕНКОВ

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше