В фильмографию Патриса Леконта вошли практически все жанры на свете – в 2012 году он, например, поставил прекрасный мультфильм «Магазинчик самоубийств 3D» (гротескный мюзикл и чёрная комедия одновременно). «Мегрэ и таинственная девушка» на этом фоне выглядит очень ретроградным, подчёркнуто старомодным фильмом – особенно если сравнивать его с более популярной современной экранизацией классических детективов о Пуаро от Кеннета Браны. Там – авторское экспериментаторство, игра со стилями и монтажом; тут – мрачный линейный детектив с не самой увлекательной интригой. Даже не читавший раскроет это преступление на раз-два, ошибившись, может быть, только в мелочах.

Но не в преступлении суть. Суть в самом Мегрэ и его тучной фигуре, закрывающей своей тенью явно вторичную по отношению к его образу историю.

Сдержанность оригинального названия даёт почувствовать нечто большее, чем его перевод: «таинственная девушка» лишь обстоятельство, через которое зрителю демонстрируется скромное величие центрального персонажа. Мегрэ расследует дело, в то время как зритель расследует Мегрэ – и там есть, что рассмотреть, в чём покопаться, а что оставить под завесой невыясненной тайны. Пожалуй, «Мегрэ и таинственная девушка» не совсем классический детектив, в котором сама фигура расследователя, как правило, присутствует в сюжете, но не проходит собственную арку персонажа. Да, иначе в полнометражном кино нельзя, но, например, у Пуаро Браны уже в первом фильме было больше перспектив для продолжения – и это при том, что само дело играло гораздо большую роль для него. Пуаро остаётся как бы сам по себе, он не проходит классическую арку персонажа, хотя и приходит ко многим интересным выводам в конце. А Мегрэ не тот же персонаж, что в начале, и хотя он, очевидно, не возьмёт навязываемую ему отставку и продолжит работу следователем, это уже не так важно. Это будет другой Мегрэ, с иными исходными данными.

Что касается самого сюжета – он довольно незатейливый и предсказуемый, но, впрочем, не плохой. Это стандартный детектив, может быть, немного более очевидный, чем обычно принято в жанре, но не настолько, чтобы просмотр становился скучным. Линия Б также не блещет неожиданностями, но это хорошо поставленная и сыгранная драма, интересная не столько материалом, сколько актёрскими портретами. Можно понять людей, которым такая простота покажется чрезмерной, но в эпоху, когда всё пытается казаться сложнее, чем есть, «Мегрэ» возвращает к самой сути классических детективов: целомудренных (но не пуританских, это важное различие)  и показывающих действительно хорошую драму, даже если она не обставлена хитроумными способами.

Несмотря на то, что весь шарм фильма строится на персонажах, игра актёров скорее сдержанная и строится на полутонах. Это радикально иной подход, чем у карикатурного огрубления «Смерти на Ниле» и «Убийства в Восточном Экспрессе», но уместное для конкретной истории. Больше всего обаяния, как ни странно, не у участников криминальной драмы, а у полицейских и свидетелей: от каждого появления Эрве Пьера на душе становится очень хорошо, замечательны в эпизодах Элизабет Буржин, Андре Вильм и Бертран Порсе, Филипп дю Жанеран (звезда собственного эпизода) и, конечно, сам Мегрэ в исполнении Жерара Депардье. Поначалу его появление кажется настолько предсказуемым, что возникают резонные опасения, не будет ли его игра строиться только на внешнем правдоподобии. Нет, Депардье едва намечает своего персонажа, обходясь минимальными, но при этом необходимыми линиями. Это полноценный рисунок, а не скетч, хотя и может таковым показаться – особенно поначалу, когда Мегрэ только-только приступает к работе.

Патрис Леконт не впервые показывает Париж мрачным и депрессивным местом: даже в мультфильме «Магазинчик ужасов» (а уж тем более в «Девушке на мосту») самый поэтизированный город Европы показан местом клинической депрессии, безрадостным и безжизненным. «Мегрэ» немного перебарщивает с нагнетанием нуарной атмосферы в Париже: нет ничего странного, что в прогнившем городе, где умирают несчастные молодые девушки нет солнца и света, но это ли причина странных кадров, где фигура героя остаётся в тени на фоне светлого сумеречного неба? Такое, конечно, не объяснишь непрофессионализмом, но снят и смонтирован «Мегрэ» и впрямь странновато: хотелось бы верить, что нарушение правила «восьмёрки» (когда участники сцены находятся как бы на одной оси и не меняются местами при монтаже) и отдельные неудачные постановки кадра просто следствие какой-то неочевидной идеи, а не ошибки сами по себе. Но, увы, бывает и такое. Музыка Брюно Коле также кажется неожиданно пресной. Это очень неожиданно, особенно с учётом прекрасной совместной работы Леконта и Коле в прошлом; возможно, сдержанная тихая музыка, преследующая героев по Парижу, была задумана как часть такого нуарного негромкого детектива, но в итоге она превращается не более чем в аккомпанемент.

В иные годы «Мегрэ» был бы проходным детективом про очередного одинокого грустного мужчину, переживающего собственный катарсис в процессе расследования смерти очередной бедняжки. Но сейчас таким балуют мало, а старомодность фильма кажется естественной с учётом сеттинга прошлых лет. Зачем менять то, что так хорошо передаёт дух эпохи?

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше