Как бы современный мир не стремился к культуре, в которой социум осуждает человека, совершившего насилие, а не жертву, этот путь не проходится быстро. Неудивительно, что и кино, даже сугубо жанровое, которое давно полнится примерами сюжетов о насилии и ответной мести, только подпитывается повесткой сегодняшнего дня и все чаще основывается не на «репрезентациях», написанных и поставленных мужчинами, а на так называемом «женском взгляде». Такого рода фильмом казалась и «Девушка, подающая надежды», полнометражный режиссерский дебют Эмиральд Феннел (успевшей засветиться в кресле шоуранера небезызвестного сериала «Убивая Еву»), в один голос расхваленный заокеанской прессой после премьеры на Санденсе.
По сюжету Кэри Маллиган не совсем в типичном для себя амплуа играет 30-летнюю девушку Кейси, которая переживает пост-травматический синдром, вызванный событиями из студенческого прошлого. Теперь она бросила учебу, работает в маленькой кофейне, живет с родителями. Единственное, к чему она неравнодушна, – это вояжи по ночным заведениям, где она не без выдумки снимает типичных мужланов, чтобы, как кажется, отомстить всему мужскому роду.
Будем честны, сами акты мести за исключением, пожалуй, кульминации ленты могли бы оказаться и поинтереснее, особенно принимая во внимание любопытную записную книжку героини. Одни из них ограничиваются словесными наставлениями, другие вовсе остаются за кадром. Другое дело, что хоть «Девушка» и заимствует структуру rape-revenge хоррора, но то усилиями комика Бо Бёрнэма, играющего тут обаятельно ухажера Кейси, превращается в ромком, а то маленькими разговорными эпизодами в серьезную драму.
Возможно, это действительно становится проблемой восприятия картины: ни ромком, ни хоррор в «Девушке» не набирают полного хода, а для поклонников реалистического фестивального кино человеческие взаимоотношения героев так и останутся картонными. В таком случае, выигрышнее всего воспринять фильм Феннел, как черную комедию. Окружающий Кейси ансамбль персонажей, будто нарочно недописанных, то и дело отдает мискастингом. Еще шажок, и можно решить, что актеры тут играют так, будто знают, что находятся в не самой хорошей молодежной комедии или ужастике.
Режиссерское же остроумие заключается в том, что на суд главной героине в основном попадают как бы славные ребята, взывающие к её и нашей зрительской жалости, и их действительно хочется понять и простить. Кейси же со стороны наоборот может показаться странной и неприятной. Но не то ли это противоречие, с которым сталкиваются жертвы, не только испытывающие боль от самой травмы насилия, но также получающие претензии в надуманности или даже клевете?
Подобные находки Феннел, конечно, вызывают уважение. Но её Кейси, пусть к финалу на стороне которой безусловно оказываются все зрительские переживания, все-таки так и остается слишком абстрактной и обезличенной, чтобы по-настоящему остаться в сердце и памяти.
АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН