Фильм «Бал сумасшедших» Арно де Пальера стал наиболее яркой и многообещающей работой французского режиссёра. Картина была спродюсирована Филиппом Русслом, создателем таких известных лент, как «Исходный код» и «2+1». Психологический триллер «Бал сумасшедших», основанный на реальных событиях, в России можно будет посмотреть на больших экранах уже с 14 марта.
Действие картины разворачивается в конце XIX века в Париже, в женской клинике для душевнобольных. По сюжету в больницу поступает абсолютно здоровая женщина Фанни (Мелани Тьерри). Героиня намерена найти свою мать, которая против собственной воли была помещена в клинику 29 лет назад. Все события фильма завязаны вокруг ежегодного бала, организованного руководством психиатрической больницы. На торжество съезжается элита парижского общества, чтобы показать себя и посмотреть на шоу с участием душевнобольных женщин. Именно бал становится для Фанни шансом спасти свою пропавшую мать и себя, чтобы вместе вернуться к нормальной жизни.
Арно де Пальер отходит от типичного для кинематографа изображения психиатрических клиник и душевнобольных людей. Образ психиатрической лечебницы здесь несколько необычен – наказания пациентов кажутся не такими уж бесчеловечными, а ежедневная рутина больных походит на пребывание в детском лагере, который практически невозможно покинуть. Произвол руководства, издевательства не только над телом, но и над честью и достоинством больных, психологический надрыв и беспросветное безумие – все это частично присутствует в картине французского режиссера, однако острые углы происходящих ужасов сильно сглажены. Это же касается и системы образов – в ленте нет однозначно положительных или отрицательных героев. Блаженство и невинность одних сбалансирована порочностью и жестокостью других, причём каждый находит оправдание себе и своим поступкам.
Отчетливо виден акцент на физиологии человека, на его природе, что придаёт картине правдоподобность, а кадру – естественность. То и дело на экране крупным планом появляются абсолютно непохожие друг на друга лица с морщинками, глянцевой от пота или слёз кожей, с красными воспаленными глазами. Утрированная с помощью необычной цветокоррекции картинка становится визитной карточкой фильма и одновременно оказывает влияние на психику зрителя, который испытывает диссонанс, наблюдая красочный пёстрый визуал, не соответствующий непростой смысловой составляющей фильма.
Поражает актёрская игра не только признанной дивы французского кинематографа Мелани Тьерри, но и менее известных актрис. Так, например, Доминик Фрот (в роли Эмили) и Марина Фоис (в роли медсестры) бесподобно воплотили на экране своих персонажей – глубоко больную пожилую женщину-алкоголичку и озлобленную на весь свет сотрудницу клиники, которая сама находится на грани безумия. Фрот мастерски изобразила резкие перемены в настроении и поведении пациентки – она мечется от спокойствия к истеричным припадкам, которые сопровождаются пронзительными рыданиями и руганью. Убедительно сыграть психически больного человека – задача не из лёгких, но актёрский каст «Бала сумасшедших» сделал это как нельзя лучше.
Фильм «Бал сумасшедших», заявленный как триллер, вряд ли удивит зрителя неожиданными поворотами сюжета или невыносимым напряжением. Однако, опустив свойственные триллеру особенности, можно насладиться потрясающей картинкой, профессиональной актёрской игрой и чувственностью картины в жанре «драма». Арно де Пальеру однозначно удалось создать нечто красочное и выбивающееся из ряда мрачных лент о жутких психиатрических лечебницах и страдающих от душевных недугов людях.
АВТОР МАРИЯ МАКАРОВА