«Мужчины боятся, что женщины будут смеяться над ними. Женщины боятся, что мужчины убьют их».

Эта цитата Маргарет Эствуд открывает фильм «Кошки-мышки» Сюзанны Фогель, одной из сценаристок «Образования» и преимущественно сериальной режиссёрши. Вопрос социального напряжения между мужчиной и женщиной в обществе становится острее с каждым годом. Девушкам страшно дойти до собственного дома в позднее время, проблема сталкинга обрела новые масштабы с переходом в сеть, образовались настоящие кодексы безопасного общения в интернете, а медийная среда не стремится заниматься профилактикой этих настроений и лишь развивает повсеместную тревожность в полноценную паранойю. И как бы ужасно всё это ни было, тема остаётся очень дискуссионной.

Молодая студентка Марго живёт в общежитии, учится в колледже и работает в кинотеатре, где показывают преимущественно ретроспективы. Однажды её взгляд привлекает постоянный посетитель Роберт, с которым у них завязывается общение. Во время бесконечных разговоров по переписке девушка практически влюбляется, но все их встречи в реальности оборачиваются катастрофой, во время которых Роберт ведёт себя очень неловко и даже подозрительно.

Sundance всегда был домом для неординарного жанрового кино. Вот и его выходца «Кошки-мышки» даже трудно как-то определить: это и социальный хоррор, и кринж-комедия, и детективный триллер. Фогель замешала очень своеобразный и необычный коктейль из настроений, который служит одной глобальной цели – вызывать у своего зрителя адский дискомфорт каждую секунду своего хронометража. Картина отлично передаёт логику «женского» страха: отношения Марго и Роберта выглядят не просто адски неприятно, но даже аутично непредсказуемо, зритель полностью проникается нервозом, преследующим главную героиню. Интрига относительно скрытых мотивов мужчины держится до самого конца, накаляя саспенс в финале до каких-то невероятных высот.

Оригинальный рассказ, на котором основана картина, хронологически заканчивается где-то ещё на половине экранной истории, и открытостью своего финала успел вызвать огромный резонанс в западном обществе, вновь подняв дискуссию вокруг темы нездоровых отношений. Авторы экранизации идут дальше, дожимают градус напряжения и некоторого сюра ситуации до предела, приводя сюжет к каким-никаким выводам. Сценаристки Мишель Эшфорд («Мастера секса») и Кристен Рупениан («Тела, тела, тела») не удержались от привнесения хоть какой-то авторской позиции в картину, и явно выступают против стигматизации антагонизма всему мужскому полу. Отношения в фильме неправильные и осуждаемые, поступки странные и криповые, но сам взгляд на отношения, как на битву за власть, в своём корне деструктивный и нездоровый, и ведёт людей в те ситуации, которых они больше всего и опасались.

Фильм «Кошки-мышки» – это кринж-центрифуга, которая крутит вас в среде не просто обречённых отношений, но людей, растерявших базовые нормы коммуникации. Своими мотивами кино напоминает лайтовую версию «Рода мужского» Алекса Гарленда, уровнем назойливого дискомфорта работы братьев Сэфди, а моральной дилеммой в концовке «Инсайдера» Стивена Моффата. Понравится вам то, что вы увидите, или нет – вопрос открытый. Но к такой ядрёной смеси просто невозможно оставаться равнодушным.

Девушкам безусловно стоит не терять бдительности и быть в жизни осторожнее, а среди мужчин встречаются неадекватные и даже опасные люди. Но не стоит превращать взаимодействие друг с другом в игру из недомолвок и додумываний. Для собственного же блага. Так нам, по крайней мере, говорит кино.

«Кошки-мышки» выходят в российский прокат 26 октября.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше