Получившая в этом году на фестивале Сандэнс приз зрительских симпатий «Королева сердец» датчанки Май эль-Туки из той когорты фильмов, что своей проблематикой в потенциале способны вызвать общественную дискуссию и даже некий разворот в не то чтобы остывающей теме сексуальных притеснений.
Почти полностью сюжет картины разворачивается либо внутри, либо в округе роскошно-обставленного будто стерильного загородного дома идеальной датской семьи. Анна – успешный юрист, специалист по защите прав несовершеннолетних. Вместе с мужем Питером воспитывают дочерей-близняшек, проявляют осознанность в отношениях друг с другом и всячески создают образ непоколебимого счастья. Хоть как-то потревожить до скуки безмятежную идиллию призван переезжающий в дом сын Питера от первого брака Густав. Сложный юноша, которого не выдержала ни прежняя школа, ни его мать. Рассудительный план по выстраиванию отношений с пасынком летит к чертям, когда Анна вдруг по собственной инициативе заводит с ним интимную связь.
Несмотря на столь острую тему, заявленную в синопсисе, фильм эль-Туки ни разу не сваливается в откровенную пошлость, если даже речь идет о постельных сценах, балансирующих здесь между реалистичной откровенностью и пуританской сдержанностью. Немалая заслуга в достигнутом балансе лежит на исполнительнице главной роли Трине Дюрхольм, которая в «Королеве» и по внешнему образу, и по уровню актерской игры дает в своем роде датскую версию Робин Райт в диапазоне от «Частной жизни Пиппы Ли» (тоже фильм о пересмотре замужней женщиной своей сексуальной жизни) до впрямь «Карточного домика», не побоюсь этого сравнения, которое впрочем станет ясным под занавес картины.
«Королева» построена на умолчаниях. Нам до конца не ясны мотивации ни одного из героев, вступающие в этот странный роман. Почему умная женщина, которая ежедневно занимается юридической защитой несовершеннолетних, да к тому же и сама имеющая травмированную в юности психику (на это в фильме имеется намек), не отдает себе отчет, что совершает сексуальные домогательства? Варианты ответов полнятся, порою из уст героини звучат абстрактные фразы вроде «иногда на свете происходит то, что не должно происходить». Наверное это даже хорошо, что фильм не спешит осудить кого-либо из героев. Но ведь он и не знакомит нас хоть с какими-то мыслями фигурантов тоже, а своей чувственной камерой в нередких атмосферных сценах, в которых герои остаются наедине, то и дело подталкивает нас к не очень-то устраивающему выводу, что описывается тривиальной фразой «сердцу не прикажешь».
Впрочему, по-настоящему картина разворачивается в завершающем акте, когда тайное должно стать явным, и героиня оказывается на пороге принятия вины. Тут-то кино о любовном романе превращается в фильм о хитрости эго, на которую оно готово пойти, чтобы спасти задницу своего носителя. И становится зеркальным отражением другой важной датской картины последних лет «Охоты» Томаса Винтерберга, с которой «Королева сердец» составляет исчерпывающий кино-тандем о сексуальных домогательствах и человеческом естестве в эпоху пост-правды.
АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН