Студентка Эля Цветаева – ярая экоактивистка, активно выступающая в защиту Битцевского леса. Застройщик Матвей Рысак имеет свои виды на природный заповедник – на его территории он мечтает осуществить амбициознейший проект «Битца Тауэр», представляющий собой футуристический жилой комплекс, увенчанный огромной башней. Эля старается помешать зарвавшемуся бездушному капиталисту, но этого рысака оказывается не так просто обуздать.

Фильм «Непослушная», очевидно, позиционирует себя как наш ответ «50 оттенкам серого». И, казалось бы, все составляющие на месте. Идейная невинная овечка Эля; самонадеянный наглый (но, конечно, оказывающийся далеко не таким простым) Матвей, обладающий страстью к разного рода сексуальным перверсиям; классический сюжет на тему «укрощение строптивого» (или строптивой, это с какой стороны посмотреть). Но проблема в том, что фильм будто бы сам не понимает, о чем он говорит. В общем-то, единственная отдаленно отсылающая к БДСМ-практикам сцена обставлена в несколько неуместном ключе. Она следует за финальной катарсической сценой и смотрится странновато, будто ее нужно было срочно куда-то втиснуть на финальном монтаже.

Эротики, а уж тем более секса в «Непослушной», как ни странно, относительно немного. Основной темой ленты в итоге является изживание и прорабатывание психологических травм, детских и взрослых. Фигура отца как для Матвея, так и для Эли является неким триггером, который не дает им полностью самореализоваться и зажить счастливой жизнью. Не случайно столь долгожданное соитие происходит именно в родовом гнезде Рысака, являющемся местом обитания его pater familias. Там же Эля вступает в ожесточенную полемику с отцом Матвея по поводу необходимости и оправданности борьбы в защиту окружающего мира, которая, в свою очередь, напоминает об извечном конфликте отцов и детей. Вообще, в картине довольно много образов, отсылающих к фрейдистскому психоанализу. Один из самых ярких, конечно, фаллическая «Битца Тауэр», над размерами которой едко иронизирует в одной из первых сцен главная героиня.

Заголовок ленты, помимо очевидных сексуальных коннотаций, многое говорит нам о характере Эли, будто бы не случайно носящей фамилию великой русской поэтессы, являющейся настоящим воплощением независимости и подлинной самости. Правда, автономия Эльвиры периодически проседает, в ходе чего героиня временами нещадно объективируется, и очевидный феминистский посыл картины оказывается уже не столь однозначно считываемым. Герою Петрова же дополнительную глубину придает его эстетический дар – он является тонким ценителем искусства и в редкие свободные часы сам пишет картины (правда, сомнительной художественной ценности, но Элю впечатлить ему удается).

Анастасия Резник, на которую, видимо, в кинематографических кругах нынче делается серьезная ставка, смотрится несколько комично в роли убежденной экоактивистки, но, как и в недавнем «Капельнике» отыгрывает с присущей ей искренностью и трогательностью. Александр Петров же, по ощущениям, переживает закат своей актерской карьеры (вспомнить хотя бы один из последних его проектов, слабоватый сериал «Надвое» Валерия Тодоровского, в котором действует актерский тандем в лице Петрова, и еще одной угасающей звезды – приснопамятного Данилы Козловского), что отразилось также и в его несколько потасканном и запущенном внешнем облике. Однако одним из самых интересных персонажей в фильме «Непослушная» является отец Матвея в исполнении Яна Цапника, блестяще исполнившего роль смачно матерящегося саркастичного циника. Вышеупомянутый эпизод его перебранки с Элей – один из сильнейших в данной картине.

Фильм «Непослушная» является неплохим образчиком жанра, но вряд ли сможет чем-то удивить более-менее искушенного зрителя. Если не испытывать особенных ожиданий, то от ленты можно даже получить некоторое удовольствие. По крайней мере, повеселить она (местами) точно сможет. И, как сказал на премьере «Непослушной» исполнитель главной роли Александр Петров, – «фильм просто о любви мальчика и девочки». Большинству этого явно будет достаточно.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше