Хотя «Одной волшебной ночью» не касается темы Рождества или Нового года напрямую, по духу своему он идеально ложится в плеяду рождественских и предновогодних фильмов. Само название настраивает зрителя на особое настроение: ночь и сама по себе воспринимается магически, в противовес дню, а такая конкретика интригует, сразу выделяя рассказываемую историю. И, конечно, создаёт самые рождественские ассоциации.

Связь с Рождеством пунктиром просвечивает в линии второстепенной героини, мечтающей завести ребёнка с любимым мужчиной. Однако режиссёр Кристоф Оноре не использует христианскую образность впрямую – напротив, тот символизм, что присутствует в картине, подчёркивает, насколько у этого фильма камерная атмосфера. Но, впрочем, не интимная: за историей размолвки немолодой интеллигентной пары стоит множество персонажей – как реальных, так и субличностей, воспоминаний – подавленных и открытых… После измены с молодым студентом университетская преподавательница Мария поссорилась с мужем и ушла в отель напротив дома, чтобы обо всём подумать в тишине. Ей не удалось реализовать свой план, потому что к ней в номер начали приходить люди, которых она не ждала, а про существование некоторых вообще не догадывалась; и у каждого из этих людей есть своё мнение насчёт отношений Марии с мужем.

Бывают такие маленькие личные истории, через которые раскрываются более глобальные темы: социальные, политические, экзистенциальные, да мало ли ещё какие, но «Одной волшебной ночью» к этому перечню не относится. Не то чтобы фильм не давал возможности для иных трактовок, но, даже не смотря на свою психологичность, он, по сути, замкнут на истории отношений мужчины и женщины и связанных с ними проблемах – разнообразных, неоднородных, но всё же не выходящих за пределы ограниченной темы. И это здорово. Нет, правда, очень здорово.

И дело не в том, что кинематографу недоставало маленьких камерных драм-комедий – вон, ещё в двадцатые в Германии для этого направления был создан жанр «каммершпиле», – просто всегда радостно, когда взятая для анализа тема разработана хорошо. И это, как правило, достигается в тех случаях, когда она главенствует единолично. Разумеется, речь не идёт об ограниченности её проявлений – наоборот, хорошо продуманная тема способна проявлять себя с разных сторон, декларировать разные идеи и сталкивать их друг с другом в крепком конфликте. И «Одной волшебной ночью» хорошо справляется с поставленной задачей: тема неверности разработана широко и включает в себя не только неверность одного супруга другому, но и другие её проявления – неверность юношеским идеалам, неверность своим принципам или семье. Неверность самой существующей реальности – ведь, исходя из житейской логики, тебя не могут отчитывать за прегрешения люди, которых либо давно нет, либо они и вовсе никогда не существовали.

И это фантастическое допущение послужило причиной того, что «Одной волшебной ночью» стали называть магическим реализмом. Это уместное определение, которое хорошо отражает происходящее в фильме – если рассматривать все события в нём как реально случившиеся, а не как метафору самоанализа. Однако такой взгляд на картину несколько сужает её ценность и заставляет воспринимать сюжет только как фэнтезийный аттракцион.

«Однажды волшебной ночью» преимущественно разговорный фильм, но при этом совсем не скучный в кинематографическом плане. Иногда, впрочем, он немного слишком трюковый – например, в первой трети фильма есть такой замысловатый кадр: над пейзажем улочки возвышаются две фигуры – мужская со стороны дома и женская со стороны отеля. Это очень эффектный кадр, но его вычурность кажется чрезмерной для этой конкретной истории – как раз подчёркнуто тихой и неэффектной. Также герои часто оказываются рядом с кафе «Rosebud», что, конечно, красиво и символично, но в итоге делает сцену неискренней и натянутой. Впрочем, таких моментов не много, и «Однажды волшебной ночью», по большей части, держится на выразительной портретной съёмке в интерьерах, не дающей зрителю заскучать в ограниченном количестве локаций и фокусирующейся на прекрасной актёрской игре.

Наградой Каннского кинофестиваля была отмечена Кьяра Мастроянни в роли главной героини, но прелесть в том, что все четыре постоянно действующих персонажа выразительны как сами по себе, так и при взаимодействии друг с другом. Несмотря на то, что доля их участия в сюжете различна, герои воспринимаются равноправными и одинаково интересными. Камилль Котен хрупка и трогательна в своём наивном желании вернуть старую любовь, а образ персонажа Венсана Лакоста кажется одновременно комедийным и поэтичным – почти идеальный герой для романтической комедии. Бенжамин Биолэй может показаться инертным в роли закрытого и пассивного супруга Марии, но это всё же хороший и необходимый противовес деятельной и экстравертной супруге.

Конечно, у «Одной волшебной ночью» не будет широкого проката, и она вряд ли займёт значительное место в фильмографии Кристофа Оноре. Жаль, но это предсказуемо: такое чувство, будто масштаб фильма, не только самой истории, ограничивается лишь одной узкой улочкой, двумя квартирами друг напротив друга и ещё парой других мест – в основном находящихся в безвременном пространстве, а не в этой вселенной. «Одной волшебной ночью» – одна из самых не амбициозных картин Оноре, и, возможно, это к лучшему: тихие и доверительные интонации кажутся уместными во время, когда все шумят и веселятся.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше