Совсем недавно прошла 96-я церемония вручения премии «Оскар», на которой Николас Кейдж выдавал награду победителю в актёрской номинации. Произошла ошибка масштаба инцидента с «Ла-Ла Лендом», ведь очевидно, награду должны были выдавать ему самому. Последний «Золотой глобус» поступил умнее и номинировал Кейджа за его свежую роль, но тоже не довёл дело до конца. Николай – один из символов современного независимого кино, поэтому сотрудничество с A24, королями сцены арт-мейнстрима, уже давно стало вопросом времени, и неудивительно, что именно они дали ему отойти от устоявшегося в последние годы амплуа и выстроить на экране свежий образ. Может его не оценили по достоинству Академики, но его оценим мы.

Пол Мэтьюс − университетский профессор средней руки. Он не может заинтересовать студентов на своих лекциях, грезит о книге, которую годами не начинает писать, держит обиду на бывших друзей и завидует коллегам. Скучный семьянин, обустроившийся на нагретом местечке, во всех смыслах средний человек. Пока он не начинает сниться миллионам людей по всей планете одновременно. Какое непосредственно он к этому имеет отношение? Да никакого. Но так уж вышло, что его образ врывается в самые разные сновидения, и ничего там не делает. Вмиг герой становится не просто окружен вниманием, но и настоящей звездой, получая возможность осуществить все свои мечты и сталкиваясь со всеми издержками этого положения.

Режиссёрское кресло фильма «Герой наших снов» досталось норвежцу Кристофферу Боргли, преданному теме современной популярности, её природы, нестабильности и потакании низшим порывам массового общественного сознания. Обе предыдущие полнометражные работы автора касались ровно того же: и DRIB, сатирическая псевдодокументалка о пиар-компании энергетика, и «Тошнит от себя» о девушке, занимающейся селфхармом ради внимания в социальных сетях.

Забавно, что продюсером ленты выступил Ари Астер, звезда современного арт-хоррора, и у «Героя» много общего с его последним фильмом − «Всеми страхами Бо». Протагонист предстаёт жалким и безвольным человеком, мир вокруг − бесконечной чередой ловушек для его слабого эго, а местная сексуальная сцена готова посоревноваться по некомфортности с астеровским чемпионским в этом вопросе эпизодом. Картина тоже вполне могла бы стать самокритичным автопортретом со сновидчески-психоделичным повествованием, но фокус её внимания занимают другие, привычные Боргли вопросы.

Режиссёр увёл кино в более приземлённую, классически-комедийную интонацию и говорит в ней, конечно, вновь о современной медиа-сцене и цене нынешней популярности, высокой для селебрити, но ничтожной для потребителя. О том, как простым человеком стал интересоваться весь мир, но который так и остался никому не интересен. Пассионарный герой даже во снах продолжает вести себя безучастно, упуская шансы вынести хоть какую-то выгоду из своего положения. И стоит ему предпринять хоть что-то, это приводит к его медийной «отмене», такой же незаслуженной, какой была и его популярность.

Внимание масс стало ресурсом, за обладание которым разворачивается невиданная конкуренция, и единственным последствием чудесного случая, произошедшего с Полом Мэтьюзом, становится лишь новый виток коммерциализации человеческого внимания. Феномен, способный изменить наше представление о мире, забывается также быстро, как и любое другое событие нашего времени.

Достаточно очевидная сатира упакована в яркую развлекательную обёртку из образов. Главный местный аттракцион − сценарии снов с Николасом Кейджем, в которые нам удастся заглянуть. Он в них уморительно и бездействует, и соблазняет, и яростно убивает. Все грани личности одиозного актёра чередуются, пока настоящая персоналия его героя представляет что-то не заезженное: Кейджа жалкого, горемычного и бесталанного. Он здесь − это, естественно, и главное блюдо, и напиток, и десерт.

Фильм «Герой наших снов» − это умеренная карикатура, слегка прямолинейная и банальная в своих посылах, не самая блистательная в исполнении, зато до боли смешная и запоминающаяся уже одним своим концептом. Но за ширмой увеселительной циничности стоит попробовать разглядеть трагедию маленького человека, которого жизнь изваляла в его глубочайших фантазиях и страхах, так и не отдав контроль над собственной судьбой.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше