23 ноября кинокомпания «Про:взгляд» выпустит на большие экраны комедийный фильм «Дворец» Романа Полански. Новая картина режиссёра не только разительно отличается от его предыдущих работ, но и в целом нарушает заданный им творческий вектор, абстрагируюсь от привычных тем насилия, смерти и болезненного вуайериизма.

Швейцария. Канун нового года. В роскошный отель, расположенный среди живописных видов Альпийских гор, съезжаются представители мировой элиты, которых объединяет власть, деньги, глупость и отсутствие чувства меры. Главному управляющему Хансуэли (Оливер Мазуччи) предстоит организовать очередной новогодний праздник, посвященный встрече двухтысячного года. Попутно решая абсурдные проблемы избалованных постояльцев, Хансуэли приходится выбивать беспочвенные страхи о грядущем финансовом крахе из умов собственных подчинённых. С каждым часом ситуация всё сильнее выходит из-под контроля, а перспектива испортить новогоднюю ночь приобретает всё более отчетливые очертания. Справится ли элитный отель с неурядицами привилегированных гостей в этом году?  

Всю свою карьеру Роман Полански специализировался на жанровом кино, в основе которого лежат трагические взаимоотношения  с подтекстом сексуального характера. Его картины полны ужаса, отчуждения и враждебности, а юмор в его работах используется только в сочетании со словом чёрный. Оттого фильм «Дворец» выглядит настоящей белой вороной в фильмографии режиссёра, где нет места классическим комедиям, к которым привык массовый зритель. Можно долго рассуждать о том, что заставило Полански нарушить собственные традиции и снять картину, полностью лишённую пессимизма и паранойи, но одно известно наверняка – просмотром фильма будут разочарованы как давние почитатели режиссёра, так и зрители, впервые столкнувшиеся с творением Полански.

Во главе столь досадного заключения лежит абсолютная эмоциональная пустота, заложенная в основу сценария. Предполагается, что фильмы, выпущенные в преддверии Нового года и эксплуатирующие подобную тему, должны дарить зрителям ощущение надвигающегося праздника, должны быть наполнены конфликтами, решение которых напоминает о том, что нет ничего важнее, чем любовь, поддержка и, конечно, семья (здесь это осмеяно с особым лоском). Новогодние картины десятками лет создаются  для того, чтобы напомнить о чуде, которое обязательно случится под новый год – главное верить. Фильм «Дворец» в этом плане демонстрирует полное отсутствие всего вышеперечисленного, ведь в нём вообще нет каких-либо сюжетных коллизий, способных сыграть на эмоциональных струнах зрителей и возродить веру в самые светлые чувства.  

Чего не скажешь о чувствах прямо противоположных – и всё благодаря едкой сатире в отношении элитарных представителей общества. В картине «Дворец» язвительная ирония плавно превращается в бессмысленную злобу, брызжущую на голову зрителей бесперебойным потоком. Глумливые насмешки над каждым персонажем поданы с максимальным гротеском: если герои цепляются за молодость, то в образе жертв контурной пластики с мигрирующими филлерами, оранжевым автозагаром и париками; если титулованная особа, то с избалованным питомцем и жаждой сексуальных контактов с молодыми мужчинами; если эксцентричный престарелый миллиардер, то с молодой женой, рассчитывающей на наследство. Столь клишированный сарказм не только недостоин внимания, но и не очень вписывается в концепцию предновогоднего контента. Да и в целом очень уж надоело наблюдать (особенно после сериала «Наследники») за изобличением высших социальных классов, которые при своем финансовом богатстве оказываются людьми крайне бедными и ограниченными.

Вообще фильм «Дворец» страдает сразу по нескольким причинам: пустые нераскрытые персонажи, с которыми зрителю сложно ассоциировать себя;  излишняя неоправданная театральность большинства актёрских решений; сюжетные линии, не имеющие закономерного финала;  и, конечно, бессвязное и бессодержательное режиссёрское высказывание. Да, Полански создал одну из самых позитивных картин за всю свою карьеру, но сделал это слишком алекситимично, так, что его безразличие по отношению к зрителю ощущается чуть ли не с первых кадров.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше