Название фильма «Нандор Фодор и говорящий мангуст» обещает волшебное путешествие неизвестного мудрого волшебника и его говорящего сайдкика, но, как бы парадоксально это ни звучало, это реальная история – действительно про волшебника и говорящего мангуста, но в немного других условиях. Нандор Фодор – парапсихолог, работавший над разными делами, и мангуст – ярчайшее из них не только из-за своей очаровательной специфики, но и потому, что он вызвал одно из самых странных судебных дел Верховного суда Великобритании, обсуждение в правительстве и аж целое движение джефистов – людей, верящих в существование говорящего мангуста на ферме Ирвингов. Это материал хоть для волшебной сказки, хоть для триллера, хоть для комедии, хоть для серьёзного байопика, хоть для исследования массовой истерии.

Режиссёр фильма Адам Сигал принял неожиданное решение – снять фильм о поиске веры и о борьбе с неверием. То есть по сути это христианский фильм, в котором – то ли из скромности, то ли из надежды на мировой прокат – вырезали вообще любое упоминание Бога.

Решение странное, но потенциально интересное: действительно, магические верования очень тесно связаны с религиозным мышлением, и это могло бы положить отличное начало для фильма, в котором верующий во сверхъестественное человек со скептическим научным мышлением сталкивается с вопросами, которые сам не может решить.

К сожалению, задумка сталкивается с очень плохой реализацией. Адам Сигал, прямо скажем, не только режиссёр не первого эшелона, но и режиссёр, не способный похвастаться ни авторским видением, ни интересным почерком – он просто наиленивейшим способом снял традиционную драму о злом атеисте, который на самом деле хочет верить, но из-за травмы в прошлом не может, а вот мангуст, чудо, и вот он приходит к вере. Во-первых, это снижает мощный потенциал говорящего мангуста (у которого реплик десять за весь фильм – маловато для такого продающего названия), а во-вторых, просто неинтересно вне рамок фильмов «Pure Flix», к тому же постыдно мимикрирует под исторический фильм.

Сценарий, несмотря на идею, вообще отличается слабиной и малой мотивированностью как сюжета, так и персонажей. Диалоги растянутые и сводятся к экспозиции; пятнадцать минут фильма вообще посвящены просто закадровому чтению Кристофера Ллойда, прямо иллюстрирующему происходящее на экране, так что его ценность минимальная. При этом есть большая проблема с историческими акцентами; конечно, художественный фильм остаётся художественным, и реальность может конструироваться в нём как угодно, но это большая проблема, когда голая статья из Википедии ощущается как гораздо более увлекательное повествование, чем ваша история.

Во многом проблемы ещё чисто технические. Монтаж и операторская работа фильма «Нандор Фодор и говорящий мангуст» отвратительные. Да, они лишены очевидных промахов (хотя горизонт нет-нет, да и завалят), но они просто скучны и неизобретательны. Сара Дин вообще-то компетентная специалистка, но её подводит полное подчинение воли режиссёров, которые, при её неразборчивости в проектах, бывают как великие, так и, мягко говоря, посредственные. В «Нандоре Фодоре» нет крупных планов, а комедийные сцены, если их можно таковыми назвать, создаются только за счёт отыгрыша актёров (слабого и неубедительного, но об этом ниже). Кадры растянуты, планы неинтересные, не передающие даже специфики местности: это просто голое следование камеры за персонажами, стоящими на среднем плане на крайне не впечатляющем фоне. Даже потенциально увлекательные сцены, вроде имитации говорящего мангуста, сняты и поставлены так, что зритель остаётся не заворожён происходящим – разве только на концептуальном уровне.

И эта лень и посредственность сказывается и на игре актёров. У фильма «Нандор Фодор и говорящий мангуст» впечатляющий актёрский состав, но так бездарно им распорядиться ещё надо уметь. Саймон Пегг ходит с одним и тем же выражением лица раздражённости (что противоречит его персонажу, который является парапсихологом и должен быть увлечён своей работой). Минни Драйвер, блестящая комедийная актриса, всю роль сводит к загадочному вскидыванию бровей (и тут стоит отметить минус гримёра: современный макияж очень плохо сочетается с сеттингом Англии 30-х). Интереснейшую роль Вары Ирвинг, потенциально создательницы говорящего мангуста, Адам Сигал сводит к маниакальному зловещему блеску в глазах, так что бедной Джессике Балмер просто нечего отыгрывать. Одни лишь Кристофер Ллойд да Нил Гейман развлекаются, но их преступно мало – а если бы было больше, то и их бы роли свели к чему-то невыразительному и пресному.

Вот и выходит, что потрясающий материал, передовые актёры, хорошая операторка и монтажёр с огромным опытом («Мужской стриптиз», шутка ли) не имеют никакой ценности, если ими руководит человек, который известен потрясающе плохим фильмом «Реинкарнация: Сбой системы», а его потолок продюсирования – низкосортные жанровые картины. Грустно, но бывает и такое.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше