Как это часто бывает, языковая локализация картины  «Last Christmas» не соответствует сути и сюжету фильма. Конечно, переводом невозможно выразить, что фильм вдохновлён популярным рождественским хитом и наполнен постоянными к нему отсылками, но ведь можно было назвать картину «Прошлое Рождество» или, например, «В Рождество». Так почему «на двоих»? Неужели только по тому, что главные герои пара? Слабенько как-то! А с учётом особенностей сюжета, которые нельзя упоминать, чтобы не спойлерить его главную изюминку, и вовсе странно.

Но стоит отметить, что фильм действительно идеально соответствует духу Рождества. Праздничной атрибутики тут столько, что задаёшься вопросом, как главная героиня Кейт (Эмилия Кларк) не сошла с ума от такого количества гирлянд, огоньков, блестящих красных пластмассок, поющих гиббонов и прочих нелепых игрушек. В прочем, это часть сеттинга: главная героиня работает в магазине новогодних украшений и практически весь фильм перемещается по городу в карнавальном костюме эльфа. Обычно рождественские романтичные комедии пытаются как-то поэтизировать всю эту новогоднюю суету, сделать её менее навязчивой и более таинственной. «Рождество на двоих» идёт  совершенно по другому пути: фильм подчёркивает, насколько вся эта праздничная ерунда может быть дешёвой и безвкусной. Это не волшебный мерцающий свет магии Рождества – это гирлянды с витрины продуктового магазина, обличающие убогость обстановки.

И, как ни странно, именно это и создаёт необходимую атмосферу! «Рождество на двоих»  – образцовый представитель жанра ромкома, и он как будто сознательно делает акцент на условности рассказываемой истории. Сценарий не пытается высмеять стереотипы, на которых базируется эстетика рождественской мелодрамы, но подходит к ним иронически: доводит до предела неудачи главной героини, наращивает обаяние её партнёра до критической массы, повторяет штампы подобных комедий, ничуть не пытаясь замаскировать их очевидную вторичность… Обычно самопародийность присутствует в жанре ромкома у режиссёров, которые прежде не обращались к такому жанру – и это часто создаёт ощущение неловкости и стыда за избыточную простоту и сказочность такого условного эскапистского жанра. Возможно, так оно и есть: Пол Фиг, режиссёр картины, снимал комедии, лишь иногда содержащих элементы мелодрамы. Например, «Парки и зоны отдыха» или «Девичник в Вегасе», но чаще обходился без них – тому пример «Копы в юбках», «Шпион», «Охотники за привидениями» и «Дети без присмотра». Тем не менее, именно эмоциональная составляющая «Рождества на двоих» берёт вверх – любовь Кейт и Тома пусть и кажется поначалу банальной и чересчур беспроблемной, впоследствии приобретает трогательную и душевную основу, а после важного сюжетного поворота и вовсе ощущается вселенской и космической по своему масштабу.

А вот комедийная составляющая фильма не такая однородная, нежели романтическая. Конечно, мастерство Пола Фига в постановке бытовых сцен с очаровательными искромётными диалогами несовершенных, но таких житейски-трогательных людей не превзойти, и это лучшая часть всей картины. Но, к сожалению, они соседствуют с деревянными и предсказуемыми шутками, свойственными романтическим комедиям. Штамп про неловкую и вечно падающую героиню никак не осмыслен и не обыгран, и потому он воспринимается скучным. Но при этом – много удачных броских фраз, смешных и располагающих разговоров персонажей. Просто комичность фильма – не столько цель, сколько необходимый амортизатор, разбавляющий уныние и тоску жизни главной героини.

Картина «Рождество на двоих» – это, в первую очередь, история про любовь к себе и принятия себя через помощь другим людям. И главный романтический интерес Кейт – это не приз, который она получит, пройдя свою сюжетную арку: он тот, кто поможет ей наладить отношения со своим окружением. Бесконфликтный, понимающий и, на первый взгляд, идеальный Том не просто контрастирует с главной героиней – разочарованной в своей жизни, инфантильной, эгоистической девушкой, не проявляющей внимания не только к родным и окружающим, но и к самой себе. Он задаёт Кейт ту модель поведения, которая в итоге помогает ей выбраться из пучин тоски и саморазрушения. Вот почему «Рождество для двоих» – очень рождественский фильм: и благодаря сеттингу, и благодаря жанровым особенностям, и благодаря финальной морали – не то чтобы нетривиальной и необычной, но нуждающейся в том, чтобы её повторили.

«Быть особенным человеком тяжело, потому что не все могут быть и просто людьми» – мысль милая, душевная и в духе праздника, наступление которого в самом фильме будто и не ждут. Отличное открытие кинематографического рождественского сезона. Если, конечно, не брать в расчёт неприлично рано вышедший «Новогодний ремонт» Артура Пинхасова.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше